Дж.АЛЕКПЕРОВА
«До развития информационных технологий, многим и в голову не могло прийти, что киберпреступления станут носить такой массовый характер. Когда мы говорим о киберпреступности, речь идет не только о похищении денег или взломе ресурсов государственного значения. Киберпреступность — это преступления различного рода, совершаемые в сфере информационных технологий, поэтому оскорбления и клевета в информационном пространстве с использованием поддельных имен пользователей и профилей тоже должны законодательно наказываться.»
Об этом сказал Echo.az эксперт по безопасности, доктор юридических наук, заведующий кафедрой криминалистики и судебной экспертизы, правовед, профессор Кямиль Салимов.
«Благо, в МВД, Cлужбе государственной безопасности и Службе внешней разведки Азербайджана есть отделы по борьбе с киберпреступлениями. Техническую поддержку им оказывает Министерство связи и высоких технологий Азербайджана. Нынешние реалии подчеркивают необходимость принятия закона об ответственности лиц, которые оскорбляют или распространяют ложную информацию в информационном пространстве с использованием поддельных имен пользователей и профилей,» — сказал Салимов.
По его словам, многие могут подумать, что выслеживание является нарушением прав человека.
«Но это не совсем так, да и не за всеми ведут наблюдение. Если гражданин подозревается в злодеянии и использует компьютерные технологии в целях опорочить другого человека или публично оскорбить, то это не может остаться безнаказанным. Любые нарушения, в том числе и в Интернете, должны караться законом».
Напомним, что в Азербайджане предлагается рассматривать клевету и оскорбления в информационном пространстве с использованием поддельных имен пользователей и профилей в качестве действий, которые влекут за собой уголовную ответственность.
Согласно новой статье, перечисленные выше действия будут наказываться штрафом от 1000 манатов до 1500 манатов, или общественными работами от 360 часов до 380 часов, или исправительными работами до 2 лет, или лишением свободы до 1 года.
В «Примечании» к статье отмечается, что под «фейковыми профилями и никами» подразумеваются ложные либо скрытые под другими инициалами в социальных сетях и информационных ресурсах сообщения, не позволяющие установить личность пользователя, а также использование информации, имеющей отношение к другому человеку без его на то согласия. Соответственно, предлагается внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс.
При этом стоит отметить, что IT-специалисты считают, что технически очень сложно будет отследить, кто скрывается под фейковыми профилями и никами. Вообще раскрывать киберпреступления, пускай даже мелкие, сегодня очень сложно.
Недавно в Echo.az обращалась читательница, которая рассказала, что от ее имени в социальной сети Facebook открыта страница. «При этом человек, который ее открыл, добавлял к себе в друзья всех моих друзей. Я понятия не имею, кто это делал, почему распространял мою личную информацию, поэтому обратилась в полицию. Написала уже три заявления, но пока результата нет. Я до сих пор не знаю, кто это сделал», — заявила она.
По ее словам, в полиции объяснили, что заявления переданы Министерству связи и высоких технологий.
Между тем, как сказал Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, захватывают чужие аккаунты порой через программы-боты, чтобы с них рассылать, например, рекламу.
«Если же это делает человек, то обычно у него есть цель — или получить закрытую информацию с аккаунта, или же, действуя под видом законного хозяина этого аккаунта, разослать что-то компрометирующее по адресам друзей или деловых партнеров. В этом случае иногда можно путем анализа вычислить виновника. Однако доказать, что к взлому причастен тот или иной конкретный человек, действительно очень сложно — и с технической, и с правовой точек зрения,» — отметил он.
«С технической стороны, необходимо просмотреть журнал входа на сайт, где отмечаются дата и время входа, а также идентификационный адрес (IP), с которого вошли на сайт и который указывает на конкретное физическое лицо. Обычно эти данные хранятся у провайдера социальной сети и по запросу участников сети не выдаются. Но они могут быть раскрыты по решению суда. Отсюда вытекает необходимость подачи в суд на провайдера,» — подчеркнул Зейналов.
«Сначала нужно официально обратиться к провайдеру с жалобой, получить отказ, затем, опираясь на этот отказ, обратиться в суд. Если интересы хозяина аккаунта нарушены настолько серьезно, что может стоять вопрос об уголовном преследовании виновного, можно также обратиться и с жалобой в прокуратуру. Этот процесс долгий, нудный и иногда затратный, а главное — не гарантирующий стопроцентного нахождения виновного и наказания. Поэтому обычно с этим не связываются. Но если есть конкретные зацепки, кто это мог сделать, и этот человек не является асом-хакером, способным скрыть свой IP через подставные прокси-сервера, то можно попытаться», — отметил он.
В свою очередь, как сказал Echo.az юрист Эльчин Гамбаров, все жертвы шантажа или оскорбления в соцсетях должны обращаться в правоохранительные органы.
«Виновников необходимо наказывать. В Министерстве внутренних дел, Cлужбе государственной безопасности и Службе внешней разведки Азербайджана, а также Министерстве связи и высоких технологий есть отделы по борьбе с киберпреступностью, там работают профессионалы высочайшего класса. Поэтому сотрудники этих отделов напрямую могут вычислять такого рода преступников, возбуждать уголовное дело и соответствующе наказывать,» — сказал он.
А ведь правда, за последнее время увеличилось количество случаев, когда в мошеннических целях или с целью шантажа люди взламывают страницы других граждан в социальных сетях, открывают новые аккаунты от их имени.
И, несмотря на то, что по закону Азербайджанской Республики за распространение информации о каком-либо лице без его разрешения предусмотрена правовая ответственность, подобные нарушения все равно встречаются.
Говоря о фейковых профилях, года два назад речь шла о ста миллионах фальшивых страниц Facebook, при этом в Азербайджане на тот период было около 400 тысяч лжепрофилей.