А.ШАКУР, Н.АЛИЕВ
Азербайджанская армия продолжает учения вблизи линии фронта. А на армянской ее стороне спешно пытаются изобрести что-то вроде «официальной реакции».
Тем более что в XXI веке заслон на пути нежелательной информации поставить сложновато, об учениях азербайджанской армии осведомлены и в Ереване, и в Ханкенди, и здесь уже задают неприятные вопросы: а если завтра война?
И более масштабная, чем то, что было в апреле? И как отмечают эксперты, степень растерянности Еревана очень легко просчитать по тому кто в критический момент прорывается к микрофону и насколько абсурдные заявления этот «кто-то» делает.
Нынешние события не оставили сомнений: в Ереване перепугались не на шутку. Вначале все было относительно спокойно. Неделю назад министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян на совместной пресс-конференции с главой МИД Италии Паоло Джентилони глубокомысленно рассуждал о неких мифических «договоренностях», якобы достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге и усиленно продвигал «дипломатию доносов», жалуясь, что, «с одной стороны, Баку говорит о готовности принимать участие во встречах, а с другой стороны — выступает против предложений сопредседателей».
Судя по всему, Эдвард Агванович полагает, что все переговоры должны строиться по принципу адресованной ему записки Сергея Лаврова с советом «подписывать молча». И усиленно жалуется: «Свидетельство тому — их участие в саммитах в Вене и Санкт- Петербурге. Они приняли участие, но что это дало?
По сей день азербайджанская сторона отказывается выполнять достигнутые договоренности и делает все, чтобы они не были реализованы». А теперь ситуация стала куда более жесткой. И вот уже к микрофону прорвался известный своей, скажем так, экстравагантностью Шаварш Кочарян с заявлением: оказывается, военные учения в Азербайджане являются нарушением предварительных договоренностей с Арменией.
По ереванской версии, «после встреч и договоренностей президентов в Вене и Санкт-Петербурге, для проведения военных учений подобного масштаба азербайджанская сторона должна была уведомить нас за 40 дней раньше, что сделано не было. Это вновь говорит о том, что Баку продолжает торпедировать реализацию достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей».
Притом что, напомним, никаких подобных договоренностей не существует в природе. И уж не Армении, которая два года назад проводила учения на оккупированных азербайджанских землях и устроила в их ходе «вертолетную провокацию», пытаться выторговывать себе особо комфортные условия. Затем сеанс «бряцания языком» устроил Давид Бабаян, именующий себя «пресс- секретарем президента Нагорного Карабаха».
Послушать которого, так это не азербайджанская армия в апреле освободила Лелетепе, а армянская рассматривает Баку без бинокля, и остается только советовать Азербайджану признать независимость Карабаха, а то, мол, «хуже будет».
И понятно, что вся эта «микрофонная истерика» адресована прежде всего самим карабахцам, которые постепенно осознают: апрельские бои были предупреждением, и все теперь может повториться в куда больших масштабах. Только вот…что еще остается делать по ту сторону линии фронта? Развешивать словесные мантры насчет «самой сильной в мире армянской армии»? После апрельских боев в эти словеса верится не очень. Уповать на помощь России?
Но, как показывают выкладки военных экспертов, даже с учетом оружия, продемонстрированного в ходе сентябрьского военного парада в Ереване, Армении не удалось добиться желаемого перевеса в технике — ни количественного, ни даже качественного. И самое главное, после апрельских боев под угрозой оказалась последняя надежда ереванских генералов — тот самый «боевой дух». Который, как оказалось, соприкосновения с реальной войной выдерживает далеко не всегда.
Напомним: по последним сообщениям из Еревана, здесь парламент обсуждает показательную законодательную инициативу — пакет по вопросу внесения изменений и дополнений в законы «О возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при защите Республики Армения», «О социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей», «О государственных пенсиях».
Как заявил глава Минобороны Армении Виген Саркисян, предлагается выплачивать компенсации семьям военнослужащих, которые погибли или получили ранения в боевых действиях, при несении боевого дежурства на линии соприкосновения или при выполнении спецзаданий. Для реализации этого будет создан специальный фонд, куда каждый трудоустроенный гражданин РА обязан будет перечислять ежемесячно 1000 драмов.
Правда, новая система будет распространяться на случаи, произошедшие после 28 января 2017 года и тех, кто погиб или получил ранения в апрельских боях, она не затронет. Плюс ко всему, как нетрудно понять, деньги на эти компенсации в Ереване рассчитывают «слупить» с сограждан. Тем более что сумма не сказать чтобы зашкаливающая: 1000 драмов в пересчете составляют чуть больше 2 долларов США. Но даже с такой суммой, да еще на помощь раненым и семьям погибших, в Армении готовы расстаться далеко не все.
Депутат от «Наследия» Заруи Постанджян и глава фракции «Армянский национальный конгресс» Левон Зурабян в ходе парламентской дискуссии уже заявили, что в бюджете есть деньги, создавать отдельный налог не стоит и помочь солдатам и их семьям можно при помощи других государственных расходов. По мнению Постанджян, общество однозначно не приветствует данный проект, следовательно, парламент должен проголосовать против.
«Понятно, что данный налоговый груз прибавляется в предвыборный период, и действующей сегодня преступной власти, в частности, Сержу Саргсяну, необходимы дополнительные бюджетные средства. И этим незаконным действием он попытается набрать этот бюджет. Средства для этого фонда необходимо собирать, в первую очередь, с Сержа Саргсяна и его семьи. И только после этого требовать денег у общества».
Зурабян, в свою очередь, добавил, что хоть законопроект о выплате солдатам возмещения должен обсуждаться первым, он предлагает изменить очередность и сначала обсудить бюджет, так как решения может быть найдено в рамках обсуждения этого документа.
«Это можно сделать не путем создания новых налогов, а при помощи расходов бюджета. А то выходит, мы пытаемся играть на чувствах народа и таким образом устанавливать дополнительные налоги. Это очень циничный и опасный подход», — вывел Зурабян.
Предложение его, однако, не нашло поддержки: против проголосовали 9, за — 85 депутатов. Наконец, в соцсети Facebook уже объявлено о создании инициативы «Против грабежа в 1000 драмов», и ее активисты уже проводят акцию протеста возле парламента Армении.
Они также призывают депутатов дать отрицательную оценку вынесенному на голосование в ускоренном порядке проекту закона. По словам представителей инициативы, проблема не в этих 1000 драмов, а в том, кто будет руководить этими деньгами. Кроме этого, есть граждане, которые с трудом зарабатывают деньги, и 1000 драмов является для них большой суммой.
Представители инициативы предлагают взимать более крупные суммы от генералов МО, от чиновников и олигархов. Представители инициативы возмущены также тем, что все должны будут выплачивать одинаковую сумму, однако для различных слоев общества сумма должна различаться.
Так что, судя по всему, в Армении на фоне апрельских боев и учений азербайджанской армии уже возник острый «дефицит патриотизма вместе с боевым духом». Чего, строго говоря, следовало ожидать.