НУРАНИ
Этот кадр очень любят в Голливуде: четкое тиканье часового механизма бомбы, цифры на дисплее, показывающие, сколько времени остается до взрыва, и супергерою очередной ленты в неистребимом жанре «экшн» надо успеть спасти если и не мир от глобальной катастрофы, то как минимум свою семью или жителей небольшого городка.
Но в жизни не всегда бывает так же, как в кино. Здесь не всегда предусмотрен дисплей, показывающий, сколько секунд, минут или часов осталось до «нулевой отметки», и тиканье часового механизма не всем дано расслышать в громкой пропагандистской трескотне.
А таймер тем временем продолжает «тикать», и самое обидное, что «тиканье» это не обещает ничего хорошего населению целой страны, пусть и изрядно «поредевшему» из-за зашкаливающей миграции, а вот ключевого решения ждать приходится вовсе не от голливудского супергероя, а, пардон, от военного преступника, готового на все ради собственного благополучия…
Именно так, судя по всему, развиваются события в соседней Армении, где местные власти то ли не в состоянии понять, что для страны уже давно включился «обратный отсчет», то ли понимают, но не торопятся нервировать своих, так сказать, подданных. Чтобы те, не приведи Господь, не начали задавать неприятных вопросов в стиле «а может, надо уже забыть про этот Карабах и зажить по-человечески?»
12 ноября, когда Азербайджан отмечала свой День Конституции, Национальная армия нашей страны начала масштабные учения — вблизи линии фронта. Цифры говорят сами за себя: до 60 тысяч личного состава, более 50 единиц самолетов и вертолетов, более 150 единиц танков и бронетехники, а также до 700 систем ракетных войск и артиллерии. Применяются и беспилотники.
Пресс-служба президента Азербайджана уже распространила сообщение о поездке Верховного Главнокомандующего в район учений, то есть по сути на линию фронта, в СМИ уже опубликованы фотографии президента Ильхама Алиева на высоте Лелетепе — в камуфляжной форме, с биноклем в руках… И, конечно же, прозвучали и политические заявления.
Президент Азербайджана напомнил: в апреле этого года Армения совершила очередную вооруженную провокацию против нашего государства и народа и получила достойный отпор.
«Сегодня мы находимся на территории Лелетепе. Еще несколько месяцев назад эта территория находилась под оккупацией. Мы положили конец этой оккупации. В результате успешной контрнаступательной операции от захватчиков были освобождены более 2000 гектаров оккупированных земель на территории Физулинского, Джебраильского и Агдеринского районов. Сегодня азербайджанская армия полностью контролирует тысячи гектаров земель,» — подчеркнул глава государства. — Азербайджанская армия продемонстрировала свою силу. На протяжении многих лет Армения распространяла ложь и мифы о своей армии. Якобы у них непобедимая армия. Апрельские бои показали, какая армия — непобедимая. Азербайджанская армия — непобедимая. Азербайджанская армия способна выполнить любую задачу. На оккупированных землях, в Нагорном Карабахе нет такой военной цели, которую бы мы сегодня не могли уничтожить. В настоящее время азербайджанская армия входит в число сильных армий. Это знаем мы, знают азербайджанский народ и весь мир».
Как напомнил Президент, «материально-техническое обеспечение нашей армии находится на высочайшем уровне. В последние годы мы приобрели самое современное вооружение и боеприпасы, военную технику, стоимость которых исчисляется миллиардами долларов. Эта техника основана на новейших технологиях. Апрельские бои еще раз продемонстрировали это».
Как напомнил президент, «мы находимся на своих землях, это — Азербайджан. И Лелетепе, и Шуша, и Ханкенди — это Азербайджан. Мы находимся на своих землях и не заримся на земли какой-либо другой страны. В то же время мы никогда не позволим создать на наших землях второе армянское государство. Апрельские бои еще раз доказали это». Напомнил о том, что «в январе 1994 года в Физулинском районе была проведена успешная операция, в результате которой от оккупантов были освобождены 22 села. Это была большая историческая победа. Апрельские бои — очередная историческая победа. Мир еще раз убедился в том, что Азербайджан никогда не смирится с захватнической политикой Армении. Мы должны восстановить и восстановим нашу территориальную целостность. Это — наша исконная, историческая земля, и мы вернемся на все наши земли, которые сегодня все еще находятся под оккупацией».
И самое главное, предупредил: «Политическое руководство Армении, наконец, должно понять, что захватнические действия ведут их к пропасти. Азербайджан с каждым днем становится сильнее, укрепляется. У нас мощный потенциал и сильная армия».
Услышат ли это предупреждение по ту сторону линии фронта? Хочется надеяться, что да. Тем более, что обитателям ереванских «высоких кабинетов» предоставлено изрядное количество «информации к размышлению». Апрельские бои, напоминают эксперты, не оставили сомнений: армянская армия, несмотря на все оружейные «подарки» из России, отстала от азербайджанской «на поколение».
Ситуация напоминала бы конфликты на Ближнем Востоке, где арабские армии, вооруженные и подготовленные при содействии СССР, раз за разом терпели поражение от Израиля, несмотря на свое численное превосходство, но на сей раз перевес в живой силе и технике тоже не на стороне Армении.
Теперь Азербайджан проводит на линии фронта масштабные учения, не оставляющие сомнений: у Баку достаточно сил и средств, чтобы восстановить свою территориальную целостность военным путем. Да, в Азербайджане берегут жизни своих солдат и намерены использовать до конца дипломатические возможности урегулирования, но вот это не значит, что «войны не может быть, потому что не может быть никогда».
И самое главное, следующая война ни в коей мере не будет напоминать боевые действия начала девяностых, когда от имени Армении российским регулярным частям противостояли азербайджанские добровольческие батальоны, вооруженные чем придется. Есть от чего забеспокоиться.
Да тут еще можно вспомнить, что в «правовой папке» урегулирования наличествуют, во-первых, международно признанные границы стран Южного Кавказа, согласно которым, Карабах, и равнинный, и нагорный, — это территория Азербайджана. А во-вторых, имеются те самые четыре резолюции СБ ООН, требующие безоговорочного вывода армянских войск со всех территорий Азербайджана, включая Нагорный Карабах.
Все остальное, начиная от «Бишкекского протокола» и заканчивая разного рода «киуэстскими», «мадридскими», «сочинскими», «казанскими» и еще Бог знает какими предложениями, правовыми документами не является. Наиболее проницательные эксперты советуют подумать и о такой прозе жизни, как экономика. И задуматься, что Армения по-прежнему отлучена от важнейших экономических и инфраструктурных проектов в регионе, что эта страна в годы существования СССР обладала на Южном Кавказе лучшей логистикой, а теперь здесь формируется новая «транспортная география», где и трубопроводы, и железные дороги, и многое другое идет в обход Армении.
Только вот…это уже далеко не первый «тревожный звонок» для Армении. Строго говоря, встрепенуться и задуматься надо было бы еще в 1991 году, когда только-только распался СССР. Признание постсоветских государств в существующих, точнее, унаследованных от СССР границах уже «включало» в регионе совершенно иные механизмы, чем те, что действовали здесь «в едином Союзе».
И самое главное, уже не было Москвы, которая по своему разумению могла перекраивать границы в пользу своего «форпоста» — подарить сначала Зангезур, затем — восточный берег озера Гейча, теперь вот Карабах…Задуматься надо было бы зимой 1993-1994 гг., когда азербайджанской армии удалось освободить Горадиз. Когда за 20 с лишним лет армянскому лобби, несмотря на все усилия, так и не удалось «сдвинуть» позицию ведущих стран мира ни на йоту. Только вот в чем дело.
Так уж сложилось: старт учений совпал со второй годовщиной «вертолетной провокации», предпринятой Армении на линии фронта. И те события стоят того, чтоы о них вспомнить еще раз. К 2014 году армянской дипломатии пришлось пережить изрядное количество дипломатических оплеух. Но в марте 2014 года, после «крымнаша», в Армении, судя по всему, вновь преисполнились оптимизма. Россия без оглядки на мировое общественное мнение рушила границы Грузии и Украины, она, казалось, надежно «встала с колен», и ее «форпосту», не сомневались в Ереване, тоже должно было что-то перепасть от нелюбимого Азербайджана. В территориальном, так сказать, смысле.
В Ереване усиленно намекали на возможность наступления до «разрыва» столь не удобных Москве нефте- и газопроводов, рассуждали об ударе по нефтяным платформам Азербайджана из российских «Искандеров» с территории и «от имени» Армении…
В сентябре 2014 года в Армении прошли учения личного состава российской 102-й военной базы. И, похоже, это «милитари-шоу» произвело такое впечатление на ереванцев, что уже 11 ноября Ереван устроил военные учения на территории оккупированного Агдамского района Азербайджана, стянув сюда едва ли не всю технику и личный состав.
Благо, за безопасность самой Армении отвечает база в Гюмри, и «оголить» другие направления здесь не боялись. И самое главное, сценарий учений включал в себя и «вертолетную провокацию», 11 ноября того же 2014 года армянский военный вертолет Ми-24 направился к передовым позициям азербайджанской армии и лег на боевой разворот. Азербайджанские солдаты «ждать развития событий» не стали. Вертолет тут же получил ракету из ПЗРК «Игла» под брюхо. Машина была сбита, члены экипажа — майор Сергей Саакян, старший лейтенант Саркис Назарян и лейтенант Азат Саакян — погибли.
Судя по всему, по ту сторону линии фронта просто не ждали, что «командные цепочки» азербайджанской армии окажутся столь эффективными, выучка солдат — настолько высокой, а оружие — в такой степени современным.
В первые минуты после краха «вертолетной провокации» в Армении, похоже, ждали, что вот теперь все мировое сообщество дружно примется «выкручивать руки» Азербайджану. Но посредники ограничились призывами к сдержанности. Сегодня, во вторую годовщину провалившейся провокации, в Армении в очередной раз обвиняют в бездействии собственную дипломатию. И не задумываются, что все куда хуже, и даже окажись Эдвард Агванович Налбандян Талейраном, Чичериным и Киссинджером в одном лице, ему все равно не на что рассчитывать.
Просто меняется в регионе расстановка сил, и перемены эти происходят постепенно, но неотвратимо. Нет, это не «селевой поток», не снежная лавина, все сметающая на своем пути, — так, по отзывам знатоков, движется в горах ледник: медленно, неотвратимо, перемалывая на своем пути все.
Так что выбор у Армении сегодня не то чтобы очень богатый: или принять предложение Азербайджана о создании в Нагорном Карабахе автономной республики, или… Хорошо, конечно, если в Армении найдутся лидеры, способные принять давно назревшие решения о реальных компромиссах.
Недавний визит в Баку армянских правозащитников показывает: здоровые силы в армянском обществе есть. А вот полноценной «партии мира» нет — ни во власти, ни в оппозиции. Потому что и те, и другие зарабатывали авторитет на «карабахской теме» в разные ее этапы. И пока что, к сожалению, на победу здравого смысла в Ереване мало что указывает.
Более того, как показывает практика, нередко «смена элит» в государстве и приход к власти сил, способных вести политику, адекватную современным задачам и вызовам, происходят после впечатляющего военного поражения.
Так было в Германии после Второй мировой, так было в Греции после провала путча на Кипре в 1974 году, так было в Сербии после бомбардировок НАТО. А значит, война в Карабахе, по крайней мере, не исключена. И невидимый «счетчик» уже тикает прежде всего для немногих жителей оккупированных азербайджанских земель. Которым точно не стоит рассчитывать на голливудского супергероя, и куда лучше позаботиться о своей безопасности самим и вовремя упаковать чемоданы. Пока не пришлось делать этого под огнем.