НАДЕЖДА ТРАВИНА, музыковед
Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибекова (художестенный руководитель и Главный дирижер народный артист Азербайджана Рауф Абдуллаев) выступил в Москве на фестивале актуальной музыки «Другое пространство».
Пятый по счету фестиваль состоялся в Московской государственной академической филармонии. В этом году ведущие музыкальные коллективы продемонстрировали целый спектр сочинений различных стилей, жанров, инструментальных составов. Инициаторами этого проекта, носящего также и просветительский характер, вновь выступили дирижер и художественный руководитель фестиваля Владимир Юровский, а также музыковед Рауф Фархадов.
В течение нескольких дней этого музыкального марафона они подробно рассказывали публике об исполняемых пьесах и тем самым готовили их в полное погружение в другое музыкальное пространство. Один из таких концертов представил Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибекова под управлением молодого дирижера Фуада Ибрагимова.
Этот во многом исторический вечер собрал ценителей новейшей музыки со всего мира и стал ярким запоминающимся культурным событием. В сочинении «Группы» немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена бакинский коллектив выступил вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова (художественный руководитель и дирижер — Владимир Юровский), а также с ансамблем Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.
Это необычное объединение возникло по замыслу композитора, который предполагал нахождение слушателей на сцене среди оркестровых групп. Хотя идея пространственной музыки воплотилась не полностью — не позволили масштабы сцены, однако это обстоятельство не стало существенной проблемой.
Музыканты, расположившиеся в трех разных углах сцены, достойно выполнили свою непростую задачу, представив сложную и многопараметровую партитуру, впервые озвученную на российской сцене. Автор, как и во многих своих произведениях, выстроил здесь соотношения темпа, тембра и звука и, переведя их в числовые пропорции, создал систему взаимосвязи между строго зафиксированными длительностями и регистрами.
Три дирижера координировали три звучащих оркестра, которые одновременно воспроизводили различный звуковой материал. Эта практически невыполнимая задача была реализована на достойном уровне — Ибрагимов, который дирижировал первым оркестром, Юровский и Чижевский — вторым и третьим — четко контролировали свой инструментальный состав, уверенно рассекая дирижерскими палочками воздух.
Исполнение «Групп» уже в каком-то смысле является подвигом: столь трудный композиторский замысел способен легко превратиться в бесформенную звуковую массу, однако профессионализм и мастерство российских и азербайджанских музыкантов позволили этого избежать.
Следующим сочинением, которое Азербайджанский оркестр представил публике, стала Серенада российско-азербайджанского композитора, профессора Московской консерватории Фараджа Караева. Ее название — «1791» отсылает к великому австрийцу Моцарту, указывая на год его кончины.
Идея воплотилась также и в звуковой материи — в первой и последней частях можно было услышать цитату знаменитой Lacrimosa из «Реквиема». Четыре части Серенады посвящены азербайджанским музыкантам — коллегам и друзьям автора, принимавшим участие в премьерном исполнении сочинения в 1984 году: Прелюдия — дирижеру Рауфу Абдуллаеву, Фуга — пианисту Акифу Абдуллаеву, Хорал — композитору Олегу Фельзеру, Постлюдия — дирижеру Рауфу Абдуллаеву.
В этом своеобразном по замыслу сочинении отразилась ключевая идея автора — осознание человеком окружающего его мира. Композитор словно представил историю героя, охваченного лирическими воспоминаниями первой части и тревожными, беспокоящими сознание второй.
Удивительное единство музыкальной структуры, тонкое сплетение различных стилей, изящная работа с тембрами инструментов — это далеко не все, чем можно охарактеризовать сочинение Фараджа Караева, которое в интерпретации оркестра под управлением дирижера Фуада Ибрагимова, стало настоящей исповедью.
Вершиной вечера стала Симфония итальянского композитора Лучано Берио. В 2013 году это сочинение было исполнено в рамках V фестиваля современной музыки имени Кара Караева в Баку.
Как и три года назад, за реализацию ее российской премьеры взялись азербайджанский оркестр и московский ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского, который не только руководил певцами, но и сам принимал участие в исполнении. Пятичастная Симфония стала не только одним из самых известных произведений последней трети ХХ века, но и визитной карточкой того направления, называемого постмодернизмом.
В качестве текста автор выбрал отрывки из самых разнообразных текстов: французского структуралиста Клода Леви-Стросса «Сырое и приготовленное», романа Джеймса Джойса «Улисс», книги Сэмуэля Беккета «Безымянный» и многих других — и все они были представлены не в виде последовательного сюжета, а в виде фрагментов, отдельных фраз.
Но истинную уникальность Симфонии отразила ее третья часть. Это коллаж цитат почти из всей истории музыки, нанизанный на иную музыкальную основу — скерцо из Второй симфонии Малера. Фрагменты музыки Баха, Бетховена, Равеля, Стравинского и многих других композиторов звучали интонационно близко своему «фундаменту» — но и он рассыпался на отдельные мотивы. Цитаты всплывали из пучины звуковой массы, заявляли о себе посредством яркого тембра или тутти всего оркестра и вновь растворялись в этом словесно-музыкальном вихре, которому, казалось, не было конца.
Вокальному ансамблю, особенно ярко проявившему себя в третьей части, замечательно удался диалог с оркестром, а выразительность тембров органично вписывались в общее музыкально- театральное действо.
Естественно, что в Симфонии основную, ведущую роль играл оркестр, и опасность, что его грандиозная мощь обрушится и «поглотит» солистов-вокалистов, была велика. Но Фуад Ибрагимов уверенно преодолел немалые трудности партитуры и мастерски довел до слушателя замысел автора, подчинив коллектив музыкантов твердой дирижерской воле.
Весь концерт со столь необычной программой напоминал погружение в светящуюся и звучащую материю, в магму плывущих звуков, форм и цветов. И азербайджанский оркестр, и музыканты Юровского, и ансамбль Questa Musica доказали, что исполнение современной музыки способно не только заинтересовать слушателя, но и заставить его восхищаться ее шедеврами.