За рубежом, Эхо

Кто поможет «форпосту»? Надежды Армении на иностранное заступничество таят

sargsyan-armyНУРАНИ, Н.АЛИЕВ

В Армении продолжают комментировать победу на выборах президента США кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа.

«Мы имеем дело с устойчивой системой со стабильной экспертной платформой, устойчивыми и заблаговременно выработанными программами, подходами. И мы увидим новую экономическую политику, которую начнет проводить Белый дом», — так прокомментировал замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян итоги президентских выборов в США.

На вопрос, может ли президентство Трампа изменить отношение США к Армении, он ответил: «Я, во всяком случае, не думаю, что есть повод для беспокойства».

Когда же журналисты напомнили, как Трамп несколько лет назад признался, что не знаком с карабахской проблемой, Шаварш Кочарян уверенно заявил: «Вовсе не обязательно, чтобы кандидаты были осведомлены обо всех событиях во всех концах света. Но если он вплотную займется этим вопросом, то ему предоставят всю информацию».

Депутат парламента Армении от оппозиционной фракции «Наследие» Теван Погосян, комментируя победу миллиардера Дональда Трампа на президентских выборах в Соединенных Штатах, вначале весьма сдержанно и даже оптимистично заметил, что особый интерес для Армении представляет российско-американский контекст: Дональд Трамп заявлял о сотрудничестве и налаживании отношений с РФ. По словам парламентария, США являются страной, где довольно серьезно относятся к предвыборным программам, здесь даже действуют сайты о предвыборных программах, где отмечается, что было выполнено президентом, а что — нет.

«До середины января будет осуществляться смена власти. Барак Обама также поручил мирно провести данный процесс», — отметил Т.Погосян. Согласно мнению Т.Погосяна, влияние политики «смягчения российско-американских отношений» на регион можно будет увидеть не сразу. «Но мы почувствуем это», — добавил он. При этом парламентарий подчеркнул: «Россия уже направила позитивные месседжи США. Москва одна из первых направила поздравления». Здесь, конечно, господину Погосяну следовало бы напомнить: можно создать хоть сотню сайтов, посвященных предвыборным обещаниям кандидатов, но в реальности между предвыборной риторикой, с одной стороны, и реальной политикой, с другой, был и будет известный «люфт».

И уж кому-кому, а армянским политикам об этом должно было бы быть известно лучше, чем кому бы то ни было: очень многие кандидаты на пост президента США в ходе своей предвыборной кампании обещали признать «геноцид армян», но, оказавшись в Белом доме, об этих обещаниях забывали. Последний и наиболее яркий пример — Барак Обама, уходящий президент США.

Наконец, есть еще одна опасность для Армении, которой осторожно коснулся господин Погосян. По его словам, «Трамп не выражал особых мыслей об Армении, Азербайджане и Грузии, а турецко-американские отношения будут зависеть от политики США на Среднем Востоке. К отрицательным заявлениям можно отнести обещания Трампа, связанные с Ираном, — вернуть старые санкции. Если такое произойдет, то Армения снова не сможет вести экономические отношения с соседней страной».

На этом фоне ереванские СМИ умильным тоном сообщили: «Президент Республики Арцах» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) Бако Саакян направил поздравительное послание избранному президенту Соединенных Штатов Америки Дональду Трампу.

Текст вроде бы как в лучших домах: «Многоуважаемый господин Трамп! От имени народа, властей «республики Арцах» и от себя лично поздравляю Вас с избранием 45-м Президентом Соединенных Штатов Америки!» Как старательно уверял Бако Саакян Дональда Трампа, «в «Арцахе» воспринимают США, где живет одна их крупнейших армянских общин, как дружественную страну». И робко выражал надежду: «Соединенные Штаты, будучи одной из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, играют важную роль в деле мирного и справедливого урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Уверен, что при Вашем президентстве Америка продолжит свою важную миссию, и впредь способствуя сохранению и укреплению мира и стабильности в нашем регионе».

Здесь, конечно, уместно задать вопрос: а уверен ли господин Саакян, что его письмо, как бы это помягче выразиться, вообще прочитают? Поясним. «Политические нравы» в США достаточно свободные. И здесь можно вполне легально арендовать офис, повесить вывеску вроде «представительство Нагорного Карабаха», рассылать по почте буклеты и прочую рекламную продукцию.

Можно приехать в Вашингтон по частному приглашению, попить чаю с конгрессменами, лоббирующими армянские интересы, потом отправиться на торжественное собрание в очередную «армянскую ассамблею» или еще куда… Все это может создать у излишне впечатлительных субъектов иллюзию «внимания со стороны американского истэблишмента».

Другое дело, что это иллюзия и не более того. С персонами типа Саакяна исполнительная власть США за рамками посреднических миссий в регионе не контактирует. Другое дело, что, затеяв игру в «независимость», надо волей-неволей продолжать исполнять избранную роль.

Тем более теперь, когда ставка на «ребрендинг» и переименование в «Арцахскую республику» оборачивается громким провалом.

Во всяком случае, как еще накануне сообщили азербайджанские СМИ, представитель пресс-секретариата МИД Франции на традиционной онлайн-пресс-конференции так прокомментировал намерение сепаратистов Нагорного Карабаха изменить название «НКР»: «Франция не признает независимость Нагорного Карабаха. Мы продолжаем прилагать все усилия в направлении политического решения этого конфликта в рамках посредничества сопредседателей Минской группы ОБСЕ».

В Ереване явно ждали от Парижа другой реакции. Теперь же «на повестке дня» неприятность посерьезнее: победа Дональда Трампа на выборах президента США. В отличие от Хиллари Клинтон, никаких связей с «армянским лобби» у избранного президента нет. Бизнеса в Армении нет и не было. Да и, честно говоря, какой в Армении бизнес? Нет даже этнических армян среди близких друзей-партнеров. А вот в Азербайджане бизнес у Дональда Трампа есть.

Наконец, есть еще одна потенциальная опасность для Армении. Дональд Трамп уже не раз выражал свой скептицизм по поводу стремления «учить демократии». А в Баку открыто выражают надежды, что Дональд Трамп откажется в политике от «двойных стандартов». То есть от спекуляций на тему «нарушений прав человека». А вот это для Еревана настоящая катастрофа: не секрет, насколько активно в последнее время «армянское лобби» использовало против нашей страны именно псевдоправозащитную риторику.

Словом, поводов «занервничать» у Еревана и его карабахских марионеток предостаточно. Плюс ко всему рушатся надежды и на «европейском» направлении армянской политики. Еще недавно в Армении испытывали серьезные надежды на обострение отношений Германии и Турции.

В самом деле, бундестаг неожиданно для многих наблюдателей принял 2 июня 2016 года «армянскую резолюцию», где квалифицировал события 1915 года как «геноцид армян». В Турции справедливо возмутились. Недостатка в объяснениях, с чего вдруг в ФРГ озаботились событиями вековой давности, было предостаточно.

Многие, в том числе и Echo.az, напомнили, что «армянская резолюция» появилась вскоре после того, как по вине Евросоюза «зашаталось» с таким трудом достигнутое с Турцией «миграционное соглашение».

Плюс ко всему «на пике» находился кризис в отношениях Москвы и Анкары, а у России есть неплохие рычаги влияния в ФРГ — благодаря тому же «Газпрому». Конечно, после аннексии Крыма, санкций, наложенных на Россию, и т.д., «свободы рук» у нее поубавилось, да и вообще дружба с РФ стала выходить из моды, но вот «на косвенных направлениях», будь то «защита прав человека в Азербайджане» с его слишком независимым, по мнению Москвы, газовым экспортом, или «память жертв «геноцида» в Турции» для того, чтобы подтолкнуть Анкару к примирению с Москвой, задействовать их вполне возможно.

Только вот скандал «схлопнулся» до обидного быстро. Через месяц после скандального голосования министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер отправляется в регион — уже в ранге действующего председателя ОБСЕ. И, вопреки надеждам Еревана, не делает никакого «громкого заявления» по «геноциду», находясь в столице Армении.

Слишком яркое доказательство, что «армянскую резолюцию» в ФРГ приняли, но вот следовать ей в реальной политике не намерены. В конце октября, правда, забрезжили контуры нового скандальчика. 13 ноября в генконсульстве ФРГ в Стамбуле должно было состояться выступление Дрезденского симфонического оркестра.

Все бы ничего, но музыканты планировали исполнить произведение Aghet, посвященное «геноциду армян» в Османской империи. А сотрудники консульства умудрились отправить приглашения на концерт президенту Турции Тайипу Эрдогану, премьер-министру Бинали Йылдырыму, главе МИД Мевлюту Чавушоглу и министру культуры и туризма Наби Авджи. Понятно, что в Анкаре это вызвало вполне понятное возмущение.

Реакция оказалась такой, что уже через два дня МИД ФРГ вообще отменил концерт Дрезденского симфонического оркестра в генконсульстве в ФРГ в Стамбуле. «Помещения консульства в Стамбуле 13 ноября не будут свободны», — сообщали агентству DPA в МИД ФРГ. По информации агентства, отменить концерт было решено тогда, когда в министерстве узнали, кого именно пригласили на концерт.

На фоне лишь недавно утихшей ссоры между Германией и Турцией, связанной с немецкой резолюцией о «геноциде», такие приглашения выглядели, по меньшей мере, странно. «Приглашения на мероприятие были сделаны без участия МИД», — отметили в министерстве.

«Более унизительную в первую очередь для Германии ситуацию трудно представить. Страна, которая не далее как полгода назад, невзирая на мощнейшее давление Анкары, на законодательном уровне признала и осудила «геноцид армян», отменяет культурное мероприятие с гуманитарными целями, которое — подчеркнем — должно было состояться на территории ее генконсульства. То есть на территории, принадлежащей Германии и руководствующейся законами Германии, — возмущался «Голос Армении».

«По сути дела, МИД ФРГ отменяет концерт оркестра своей страны на территории собственной страны (каковой, напомню, считается территория посольств и консульств), посвященный памяти жертв преступления против человечности, признанного парламентом этой же страны, в рамках проекта, со-спонсором которого выступает — sic! — сам МИД ФРГ. Всего лишь в угоду стране, совершившей это преступление. Более абсурдную ситуацию, согласитесь, трудно себе представить. Даже с учетом того очевидного обстоятельства, что МИД ФРГ и ранее с оговорками относился к решению Бундестага от 2 июня 2016 года».

А на этом фоне у Еревана просто нет другого выхода, кроме как ждать милостей от РФ, чьим «форпостом» уже давно является Армения. И радостно перепечатывать новости, что, по сообщению пресс-службы российского Южного военного округа, экипажи ударных вертолетов Ми-24П и военно-транспортных вертолетов Ми-8МТШ российской авиационной военной базы в Эребуни (Армения) выполнили годовой план по-общему налету на 110 процентов.

«В ходе учебно-тренировочных полетов летчики провели в воздухе в общей сложности более 850 часов, при этом средний налет на экипаж составил свыше 60 часов, что превышает годовой план налета на 10 процентов. В течение года на высокогорном полигоне Алагяз с вертолетной эскадрильей проведены 2 летно-тактических учения с отработкой поддержки мотострелковых подразделений», — говорится в сообщении.

Отмечается также, что во время учений экипажи вертолетов выполняли условные боевые пуски ракет, элементы простого и сложного пилотирования на предельно малых и больших высотах, маневрирование в составе звеньев, а также нормативы по погрузке (выгрузке) военной техники, боеприпасов, личного состава и переброске десанта в тыл условного противника.

Только вот после апрельских боев и на фоне санкций за Крым нет полной уверенности, что Россия вступится за свой «форпост» в тех масштабах, как того ждут в Ереване.