Теймур АТАЕВ политолог, ([email protected])
«Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем» (Коран, сура «Перенес ночью»: 84)
Как часто в мусульманском сообществе обсуждаются вопросы, по типу — кто есть неверующий, а кого можно определить верным? Кто идет по прямому пути, а кто «навечно» сошел с этой дороги? К сожалению, теоретический фон данных вопросов нередко переходит в плоскость их практического разрешения, иногда далеко не в мягкой форме. Когда, например, отдельные лица или группа людей выносят собственный вердикт в отношении определенного верующего, либо даже целых ветвей (вне зависимости от принадлежности к мировым конфессиям) — на предмет «правильности» их воззрений. В то же время, повсеместно тиражируется информация об «особой» канве коранического повествования в векторе «неверных».
Но почему-то в такого рода случаях забывается обращаться непосредственно к Корану — с точки зрения более внимательного прочтения аятов, затрагивающих вышеприведенные вопросы. А ведь знакомство со словами Аллаха в этом направлении вполне может приоткрыть дверцу для размышлений на данный счет. Как минимум, в том аспекте, что в Коране отсутствует понятие «неверный» (см. перевод Эльмира Кулиева). Посему представляется нелишним пролистать страницы Корана и, как это не покажется кому-то удивительным, Библии. Но чтобы читатель смог сделать собственные выводы, постараемся избежать каких-либо комментариев, за исключением лишь нескольких из наследия выдающихся богословов.
***Коран о неверующих
Прежде всего, заметим, что «искренне» обративший «свой лик» к Сотворившему «небеса и землю» — это человек, не относящийся к числу многобожников («Скот»: 79). Прозвучавшее, в немалой степени, можно обозначить коранической «азбучной» истиной: в мире наличиствуют как верующие в Единого Аллаха, ибо «нет божества, кроме Него» («Скот: 106»), так и многобожники, являющиеся «нечистыми» («Покаяние»: 28). Комментируя последний аят, известный мусульманский правовед ХХ века, шейх Абд Ар-Рахман Ас-Саади пишет: «Многобожники, которые поклоняются вымышленным божествам и приобщают к Аллаху сотоварищей, являются нечистыми, потому что нечисты их воззрения и поступки. А что может быть более скверным, чем поклонение вместо Аллаха ложным божествам, которые не способны ни принести пользу, ни причинить вред?!!».
В то же время, называя многобожие «великой несправедливостью» («Лукман»: 13), Творец не характеризует его преступлением. «Твоему Господу лучше знать преступников» («Скот»: 119), оказывающихся и среди многобожников, не соблюдающих «по отношению к верующим ни родственных, ни договорных обязательств» («Покаяние»: 10), и среди верующих — в частности, запрещающих «блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас» и преступающих «границы дозволенного» («Трапеза»: 87). Потому вполне закономерен призыв Господа к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, не отказывать в просьбе многобожнику, просящему «у тебя убежища», чтобы «он мог услышать слово Аллаха», ибо «они — невежественные люди» («Покаяние»: 6). Здесь просматривается важнейшая тонкость: с одной стороны, преступники появляются как в верующем сообществе, с другой, — в среде многобожников наличествуют те, кто не слышал слов Аллаха, в свете чего по отношению к ним Всевышний использует определение «невежественные». Ну а в таком случае просматривается возможность постепенного ступления последних на путь истины. Не исключено, именно данный нюанс привел к тому, что, согласно автору «Жизнеописания пророка Мухаммада» Ибн Хишаму (VIII в.), планируя подступление к Мекке в качестве победителя, посланник гарантировал жителям города (в т. ч.): «Кто закроет за собой дверь» и находящиеся в мечети — будут «в безопасности».
А уже «во время завоевания Мекки» пророк «велел своим предводителям из числа мусульман» воевать только с оказывающими сопротивление. Хотя изгнавших посланника (поддержку которому оказал Аллах) из Мекки на начальном этапе его пророческой миссии Коран обрисовывает неверующими («Покаяние»: 40).
В этом же ряду — имевшая место в те дни иная история, описанная Ибн Хишамом, связанная с оставлением ключей от Каабы в руках язычника (многобожника), являвшегося прямым потомком рода, за которым было закреплено право хранить ключ. Другое дело, насколько усматривается, в ракурсе «нечистых» разговор ведется об упорствующих в неверии, т. к. в число преступников Создатель включает тех, кому приносили «ясные знамения, но они не желали уверовать в то, что отвергали прежде» («Йунус»: 74): «Неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют», потому что, будучи «беззаконниками», остаются «глухи, немы и слепы», ничего не разумея. В данной когорте — Иблис (сатана), отказавшийся исполнить повеление Аллаха; дьяволы, обучающие «людей колдовству», а также враждующие с Создателем, становящимся их врагом. Конкретизируя Свою нелюбовь к неверующим, которым уготованы мучительные страдания» в формате адского огня, а также констатируя «проклятие» на неуверовавших и умерших «неверующими», Аллах практически свидетельствует о непредусмотрении Им для этой категории лиц «физических» расправ в земной жизни.
Наоборот, Он даже фиксирует позволение «пользоваться благами недолгое время» («Семейство Имрана»: 32; «Корова»: 6, 24, 34, 98, 102, 126, 161, 171, 254) в целях подтверждения их «искушению» («Та Ха»: 131). Поэтому призывает не обольщаться, что это «является благом для них», т. к. неверующим предоставляется отсрочка исключительно для приумножения своих грехов («Семейство Имрана»: 178), воспринимаемых ими прекрасными («Скот»: 122).
****Упорствование в неверии
Тех, кто стали «неверующими после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие», Аллах именует «заблудшими», от которых не будет «принято их раскаяние» («Семейство Имрана»: 90) и которые не удостоятся не только прощения Бога, но и наставления с Его стороны на путь уверовавших («Женщины»: 137), ибо они сошли с этой дороги («Трапеза»: 12). Не случайно, при каждом намазе мусульманин неоднократно обращается к Всемилостивому с просьбой вести молящихся «прямым путем — путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» («Открывающая Книгу»: 6-7). Т. е., в мирском понимании, не в направлении сбившихся «с правильного жизненного пути», а в духовном — сознательно упорствующих в неверии, хотя до них и была доведена истина.
Однако, здесь не просматривается жестокость Аллаха, т. к. ранее неверующие были предупреждены: «Если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом», но при возврате к неверию — «ведь уже были примеры первых поколений» («Добыча»: 38). Потому, призывая свои создания не терять надежды на Его милость, Аллах констатирует отчаивание в ней только неверующих («Йусуф»: 87). Коран фиксирует, что Творец «не простит» неуверовавших и сбивавших «других с пути Аллаха» («Мухаммад»: 34). Тут же Книга подчеркивает: из-за содеянного ими неверующие абсолютно не застрахованы от беспроблемного проживания в земной жизни, т. к. их «не перестанут поражать» (либо будут находиться рядом с «жилищами») бедствия — «до тех пор, пока не явится обещание Аллаха» (о попадании в Геенну) («Гром»: 31). Но наказание для неверующих Творец изначально определил не на юридическом поле, что подразумевает отсутствие у кого-либо права устраивать самосуд над теми, кого они считают неверующими. И даже пророку Аллах наказывает призывать «на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» («Пчелы»: 125). Правда, кто-то может не согласиться с этим выводом, сославшись на призыв Бога к пророку бороться «с неверующими и лицемерами» и быть суровым к ним («Покаяние»: 73).
Но, согласно комментариям ас-Саади, в данном случае подразумевается борьба не только путем прямого столкновения с «мечом и копьями» (если «неверующие сражаются против мусульман»), но и «посредством доводов и доказательств» («словом и делом»). В конце концов, не Аллах ли вменяет пророку объявить неверующим: «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!» («Неверные»: 6)? В любом случае, высвечивается огромная любовь Господа к своим созданиям: несмотря на прозвучавшие предупреждения, Он оставляет шанс возвратившимся в неверие, не исключая для «некоторых из вас» прощения («Покаяние»: 66). Хотя не конкретизируется, что именно (какие шаги неверующих) могут поспособствовать этому.
Параллельно Всевышний раскрывает: «Неверующие люди Писания и многобожники не хотят, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа» («Корова»: 105). Тем самым, резюмируя эту главу, можно отметить однозначное проявление не только того факта, что не все из людей Писания (христиан и иудеев) — неверующие, но и идентичность для Аллаха понятий «неверующий» и многобожники. Данный нюанс подтверждается другой коранической фиксацией, что, являясь «наихудшими» из тварей, «неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны», где пребудут «вечно» («Ясное Знамение»: 6). Не забудем и приравнивания Аллахом к преступникам мусульман, преступающих границы дозволенного (о чем говорилось выше).
***Коран о прямом пути
По-Корану, «прямой путь» — это «путь Аллаха» («Корова»: 120), являющийся «единственным верным». Потому нам и «велено покориться Господу миров» («Скот»: 71), ибо «кто крепко держится за Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь» («Семейство Имрана»: 101). Не случайно пророк, доводя в один из дней до людей назидания Господа (во исполнение наказа Аллаха), актуализировал следование исключительно по этому, а «не другими путями, поскольку они собьют вас с Его» дороги («Скот»: 153). Вслед за чем посланник конкретизировал, что Создатель наставляет «на прямой путь, на правильную религию, веру» не являвшегося многобожником Ибрахима (Авраама) — «истинное единобожие» («Скот»: 161). Вместе с тем отдельные действия людей Всевышний определяет «мерзким и ненавистным поступком и скверным путем» («Женщины»: 22). Последний является маршрутом «грешников» («Скот»: 55). Аллах же «не наставляет на прямой путь нечестивых людей» («Покаяние»: 24).
К слову, словарь Ожегова понимает под нечестивцем именно грешника, порочного человека. Коран конкретизирует, что «Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей» («Трапеза»: 67), променявших милость Господа «на неверие» в формате признания «равных» Аллаху, чтобы сбить других с Его пути» («Ибрахим»: 28-30). Вместе с тем, констатируя отсутствие «принуждения в религии», Книга фиксирует, что «прямой путь уже отличился от заблуждения» («Корова»: 256).
Однако, раз речь идет об имеющих «ошибочное, неправильное мнение»(6), значит здесь можно уловить шанс для находящихся не на Господском пути оказаться в лоне верующих. Но возможно ли достижение этого вне изменения разумно-чувственного восприятия религии? В этой связи Коран предупреждает, что, будучи Покровителем уверовавших, Аллах «выводит их из мраков к свету». А вот «покровителями и помощниками неверующих являются тагуты», выводящие их «из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» («Корова»: 257). Отметим, что и Библия призывает верующих направлять их сердце «на прямой путь» (Пр 23: 19).
***Что есть верное по-Корану и Библии?
Книга раскрывает: «Мы даровали Ибрахиму (Аврааму) верное руководство, и Мы были осведомлены о нем» («Пророки»: 51). По-Ас-Саади, «задолго до ниспослания Торы и Корана» Аллах «показал Ибрахиму свою власть над небесами и землей и дал ему верные наставления, благодаря которым он стал облагораживать свою душу и проповедовать истину среди людей». Далее Коран фиксирует предоставление Мусе (Моисею) Писания «в качестве наглядного наставления для людей, верного руководства и милости, чтобы они могли помянуть назидание» («Рассказ»: 43). В Торе «содержится верное руководство и свет». Аналогично Кораном оценивается дарованное Богом Исе (Иисусу) Евангелие (Инджил), являвшееся также «верным руководством и увещеванием для богобоязненных («Трапеза»: 44, 46). Верным руководством и милостью для верующих Аллахом определяется и ниспосланный «от Господа» Коран («Муравьи»: 76-77), вместе с которым на сердце пророка «сошел» «верный Дух (Джибрил)» («Поэты»: 192-193). В то же время Коран призывает «быть верными Аллаху» («Мухаммад»: 21), «завету» с Ним («который вы заключили») («Пчелы»: 91), а также «своим обещаниям» («Перенес ночью»: 34).
Весьма симптоматично, что аспект верных проходит и в Библии, как в Ветхом, так и в Новом заветах. По-Торе, «Бог верен, и нет неправды (в Нем)», а «пути Его праведны (Втор 32: 4). В Ветхом завете, называющим верными также «заповеди Его» (Пс 110: 7), говорится, что Господь «дал» людям «суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые» (Неем 9: 13). Всевышний «будет судить вселенную праведно и народы — верно», ибо Он «хранит верных» (Пс 97: 9; 30: 24). В Библии помещены следующие строки: «Мы рассудили оказать благодеяние» тем, кто «верно» исполняет «свои обязанности перед нами, за их доброе расположение к нам» (1 Макк. 11: 33). Параллельно Новый завет, призывая уразуметь «Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа», раскрывает, что он «верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его» (Евр 3: 1-2).
***Акценты Библии о неверных
Согласно Ветхому Завету, возлагающие «надежду свою на Бога», не забывающие «дел Божиих», хранящие «заповеди Его» не могут быть подобны «неверному Богу духом своим» (Пс 77: 7-8). Библия определяет неверным — переставшего «помнить и хранить» в своем «сердце» Бога (Ис 57: 11). В частности, во второканонической книге Ветхого Завета, входящей в число так называемых Учительных книг, «Книге Премудрости Соломона», «памятником неверной души» называется «стоящий соляной столб» (Прем 10: 7), что, по словам выдающегося представителя русской библейско-богословской школы (XIX-XX вв.), руководившего кафедрами Санкт-Петербургской духовной академии Александра Лопухина, «без сомнения», подразумевает рассказ «о жене Лота». Отметим, что Коран также свидетельствует о спасении Всевышним семьи Лота, за исключением его супруги, оказавшейся «в числе оставшихся позади» («Паук»: 32) из-за ослушания Божественной установки. Параллельно в Библии используются выражения «обманчивым источником, неверною водою» (Иер. 15: 18) и «неверные весы», которые являются мерзостью «пред Господом», т. к. «правильный вес угоден Ему» (Пр 11: 1) — что равносильно кораническому призыву взвешивать «на точных весах» («Перенес ночью»: 35).
В свою очередь, Евангелие передает: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1: 15- 16). При этом Новый Завет, назидая не преклоняться «под чужое ярмо с неверными», озвучивает вопросы: какое «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»; Какое «соучастие верного с неверным?»; Какая «совместность храма Божия с идолами?». Вслед за чем передает слова Господа, что Он примет тех, кто не прикасался «к нечистому» (2 Кор 6: 14-17). В своих комментариях А. Лопухин констатирует «неприличие для христианина поддерживать общение с язычниками в пороках, которым те предаются».
***Заключение
Будем надеяться, что вышеприведенные цитаты помогут (как мусульманам, так и представителям других конфессий) приблизиться к пониманию, кто подразумевается под «кораническими» неверующими и «библейскими» неверными и идентичны ли они друг другу; рассмотреть, что есть прямой путь. Кроме того, в ракурсе изложенного вполне можно проанализировать аяты Корана и стихи Библии в направлении понятий «верное». Однако, вне зависимости от восприятия прозвучавшего, всем нам желательно осознать: никому из людей не дозволено решать судьбу того или иного человека. Лишь Великий Творец принимает решение по каждому из нас — простить, поощрить или наказать.