Т.АНСАРИ
Между Москвой и Лондоном — громкий политический скандал. В Лондоне активисты организации The Syria Campaign заблокировали вход в посольство России, возведя инсталляцию из сотен пластиковых рук, сообщает РБК со ссылкой на BBC.
«Грядущее наступление России на Алеппо под контртеррористическими лозунгами может означать убийство тысяч мирных жителей, которые не могут покинуть город», — говорится в заявлении организации. По их мнению, «мировые правительства делают недостаточно» для остановки «выступления».
Российское посольство направило ноту протеста в МИД Британии в связи с нежеланием властей обеспечить безопасность работы во время акции протеста, говорится в заявлении диппредставительства, передает «Взгляд».
«Обеспокоены нежеланием британских властей обеспечить бесперебойный режим работы и безопасность посольства. Сегодня, 3 ноября, группа демонстрантов в рамках протестной акции блокировала работу посольства: вход в консульский отдел был завален частями от манекенов, а «протестующие» приковали себя к входу в дипучреждение. В результате посетители посольства и сотрудники дипмиссии были лишены возможности доступа к зданию», — приводит РИА «Новости» текст заявления посольства. Отмечается, что была создана реальная угроза безопасности дипмиссии на территории Великобритании.
«За откровенно провокационными и хулиганскими действиями «демонстрантов» безучастно наблюдала полиция. Одновременно были блокированы телефонные линии загранучреждения — посольство было атаковано валом «пустых» телефонных звонков», — говорится в документе.
По мнению дипломатов, складывается впечатление, что акция протеста, дестабилизировавшая работу дипмиссии, «была тщательно спланирована, что не удивительно в контексте недавнего официального призыва в парламенте министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона проводить протесты у стен российского посольства в Лондоне».
По версии российских дипломатов, «акция возле посольства сопровождается постоянной оголтелой русофобской кампанией в британских СМИ, вдохновляемой неоднократными антироссийскими высказываниями официальных британских лиц. Российская дипмиссия в Великобритании направила соответствующую ноту протеста в Форин-офис».
Между тем в Москве не могут не понимать: действия России в Сирии вызывают все более острую критику в мире. В Кремле не отступаются от своей стратегии. По поручению президента Владимира Путина в Алеппо объявлена гуманитарная пауза, сообщает РБК.
Минобороны призвало боевиков выйти из города с оружием по двум открытым коридорам. Министерство обороны России заявило, что все попытки прорыва боевиков в городе Алеппо не увенчались успехом, они понесли большие потери и возможности вырваться из города у них нет. «Во избежание бессмысленных жертв министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К.Шойгу по поручению Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации В.В.Путина принято решение ввести в Алеппо 4 ноября с 9 часов утра до 19 часов вечера «гуманитарную паузу», — говорится в сообщении Минобороны, поступившем в РБК.
Ведомство отмечает, что это решение согласовано с руководством Сирийской Арабской Республики. «С учетом неспособности наших американских коллег отделить оппозицию от террористов обращаемся напрямую ко всем лидерам вооруженных формирований: прекратить боевые действия и выйти из Алеппо со своим оружием. Для этого открыты два коридора, от которых будут отведены все правительственные войска и техника», — уточнили в Минобороны.
Подготовленные в Алеппо российским центром примирения два гуманитарных коридора, от которых отводятся войска, будут работать для выхода боевиков, шесть других будут открыты для мирных жителей, а также для эвакуации больных и раненых. Между тем еще несколько дней назад Билал Абдул Карим, американский журналист и документалист, который приехал в Сирию в 2012 году для съемок фильма о повстанцах, воюющих с армией президента Сирии Башара Асада, и с тех пор он освещает войну для издания On the Ground News, так объяснил ситуацию в Алеппо: «Гуманитарные паузы» — это стратегия сирийского правительства.
Во время них они открывают коридор, по которому население может уйти из осады, — только здесь это не сработало. Очень многие хотят уйти из-под обстрелов, но они не хотят уходить на территорию, подконтрольную режиму Асада. Они видят, что режим убил более полумиллиона своих граждан. Почему же люди должны доверять режиму? Было много разговоров, что повстанцы силой не дают им уйти, но жители под бомбежкой уже пять лет, им не нужно силовое принуждение для того, чтобы решить остаться».
При этом за Западе напоминают: террористы в Сирии — это не только ИГ.Мало кто знает, но «множество иностранных исламистских организаций, в том числе признанных террористическими в США и Европе, воюют на стороне сирийского президента Асада и его партнеров — России и Ирана», обращает внимание немецкий Bild, чью статью цитирует ИноПресса.
Соответствующий список из 66 иностранных шиитских организаций был составлен и выложен в Twitter сирийскими активистами. «Эти подразделения являются ядром каждого наступления Асада, в особенности после российской интервенции. И это не какие-то вспомогательные подразделения, которые помогают войскам Асада, а скорее сами — армия Асада», — рассказывает эксперт по Сирии Михаэль Хоровиц. Самый большой контингент у иранского КСИР, в составе которого — афганская бригада «Фатимиюн» и более мелкая пакистанская «Занабию», говорит Хоровиц.
Также за Асада воюет признанная в Европе террористической ливанская «Хезболлах». Еще одной организацией, которая принимает завуалированное участие в войне в Сирии, является иракско-шиитская «Катаиб Хезболла».
В США она считается террористической организацией, так как во время войны в Ираке в середине 2000-х, как напоминает Хоровиц, убила сотни американских солдат. Эмиль Симпсон, научный сотрудник Harward Society of Fellows, в статье для Foreign Policy, озаглавленной «Владимир Аравийский», рассматривает «одну из ключевых геополитических тенденций текущего года — возвращение России на Ближний Восток».
Путин «хочет оспорить концепцию мирового порядка во главе с США и поощрить возвращение к многополярному миру», но не хочет начинать широкую войну, нападая на восточноевропейские страны-члены НАТО. «Однако на Ближнем Востоке у Путина есть площадка для подрыва западного влияния и генерирования собственной власти без риска спровоцировать войну с Западом», — пишет автор. В этом регионе Россия эксплуатирует противоречие между двумя позициями Запада — неприятием исламистов и неодобрением нарушений прав человека. «Москва недвусмысленно поддерживает авторитарные режимы в Дамаске, Каире и Тобруке, позиционируя их как бастионы, преграждающие путь радикальному исламу», — говорится в статье.
В Сирии Запад не может объяснить, каким образом смещение режима Асада укрепит безопасность. Путин играет на этой загвоздке, безоговорочно поддерживая Асада. Запад вынужден ратовать за постепенную передачу власти в Сирии, «а это наращивает влияние России и Ирана», говорится в статье. В Ливии США поддерживают одобренное ООН правительство национального согласия в Триполи, которое стремится объединить страну.
Но опирающееся на Египет и ОАЭ «сепаратистское правительство в Тобруке», как называет его Симпсон, не согласилось на объединение. «Узрев шанс рассорить США с двумя традиционными союзниками (Египтом и ОАЭ), Россия направила оружие (вероятно, через Сербию и Белоруссию) силам генерала Халифы Хафтара, который поддерживает правительство в Тобруке», — утверждает автор.
Запад, похоже, смирился, добавляет он. Резкий переход к хорошим отношениям с Турцией тоже объясняется тем, что Путин почуял шанс ослабить НАТО. «Теперь Западу приходится разбираться с мудреной ситуацией: у президента одной из стран НАТО политико-философские взгляды ближе к воззрениям Путина, чем к демократическим ценностям, которые НАТО якобы защищает», — говорится в статье.
«Важно отметить роль обмана и блефа в российской стратегии, — подчеркивает Симпсон. — Это тоже способ генерировать власть из ничего, но такая власть предполагает двурушничество и в конечном итоге подрывает доверие к себе». Урон, который Путин нанес российской экономике из-за разрыва с Западом, превысит ценность альянсов на Ближнем Востоке, не сомневается автор. Но, возможно, Путина больше интересует генерирование власти в собственной стране?
«Перманентный конфликт за границей, очевидно, подогревает народную поддержку в достаточной мере, чтобы Путин прочно сидел в Кремле», — подытоживает автор. Понятно, что на «имиджевые потери» в связи с войной в Сирии МОсква может позволить себе не обращать внимания. Иное дело — потери человеческие.»Начало текущего года принесло смерть в некое подразделение численностью около 100 российских бойцов, которое поддерживает войска президента Асада на севере Сирии», — пишут корреспонденты агентства Reuters Мария Цветкова и Антон Зверев в репортаже из Тольятти, передает ИноПресса.
«3 февраля 38-летний Максим Колганов был убит в перестрелке с повстанцами близ Алеппо, — говорится в статье. — 9 марта то же подразделение попало под артобстрел вблизи Пальмиры. 38-летний Сергей Морозов был ранен и по дороге в госпиталь скончался». Их семьям на юге России были доставлены Ордена мужества с сертификатами, подписанными президентом Владимиром Путиным. Журналисты Reuters видели эти ордена. Однако Колганов и Морозов «находились в Сирии в качестве «частных контрактников», то есть были частью «армии», которую Кремль тайно размещает в Сирии», утверждает Reuters.
Москва отрицает, что российские военнослужащие участвуют в наземных боевых действиях в Сирии. «Однако путем интервью с более чем дюжиной лиц, непосредственно осведомленных об этих развертываниях, Reuters установило, что российские бойцы играют более существенную роль в наземных боях, чем та, которую признает Кремль, говоря о регулярных вооруженных силах России», — пишут авторы.
«Источники называли российских бойцов контрактниками и наемниками, нанятыми частной компанией, а не военнослужащими регулярной армии. Но, согласно этим описаниям, они, несмотря на неофициальный статус, координируют свои действия с российскими войсками, а на родине получают привилегии, которые обычно предоставляются только военнослужащим», — говорится в статье.
«Они летят в Сирию на борту российских военных самолетов, которые приземляются на российских базах. Когда они получают ранения, их лечат в госпиталях, зарезервированных для российских военных, и удостаивают государственных наград», — пересказывают авторы слова тех, кто дал интервью агентству. А тем временем, передает «Газета.ру», в Сирии погиб помощник депутата Госдумы от ЛДПР Михаила Дегтярева россиянин Сергей Морозов, который сражался в составе частной военной компании, известной как «группа Вагнера», утверждает Reuters.
Сам депутат подтвердил гибель товарища под Пальмирой, а также его участие в конфликте на востоке Украины.
«В последние годы он вернулся к своим корням, переехал на Кубань, он казак. Военным он точно не был, простой парень, семьянин, мелкий предприниматель. Несколько лет с ним связи не было. Знаю, что он уезжал добровольцем в Донбасс, стоял на стороне ополченцев ДНР», — прокомментировал Дегтярев ситуацию РИА «Новости».
По данным Reuters, в марте этого года помощник депутата Морозов был ранен в Сирии недалеко от Пальмиры, где тогда шли активные боевые действия по освобождению древнего города. По дороге в местную больницу он скончался. Как утверждает Reuters, Морозов участвовал в российской операции в Сирии как наемник частной военной компании.