Точка зрения, Эхо

Хлеб Карабаха

tochka-zrenia-ismayil-veliyevИсмаил ВЕЛИЕВ, журналист

Одним из жертв армянской агрессии против Азербайджана стал «Музей хлеба»,  находившийся в городе Агдам. Журналисты — иностранцы, побывавшие в этот  город, разрушенный дотла, бывший когда-то красивым и зеленым, называют ныне Агдам  «Кавказской Хиросимой».

До оккупации Агдам и его окрестности были окружены садами и виноградниками.  Продукция здешних винзаводов, особенно одноименное вино («Агдам») имело  невероятную популярность во всех уголках бывшего СССР. Его появление в  каком-либо магазине российских городов провоцировало сразу образование длинных  очередей поклонников и ценителей данного напитка. Главный секрет, конечно же,  заключался в высоком качестве самого винограда.

Климат и почвы Азербайджана  исключительно благоприятствуют растениеводству, садоводству и бахчеводству, в  силу чего земледелие является основным, исконным занятием местного населения.  Армянские агрессоры, стремясь очернить, принизить образ азербайджанского  народа, стремятся выставить нас неким, не имевшим оседлого месторасположения,  племенем. Наподобие цыган, к примеру.

Однако неопровержимые факты и  документы свидетельствуют, что во все обозреваемые в истории времена,  например, в средние века, Азербайджан всегда производил и поставлял на рынки  (или выдавал в форме дани) огромное по тем временам количество  земледельческой продукции.  Также и в советское время Азербайджан был преимущественно аграрной страной.

Нас даже иногда называли «Всесоюзным огородом», поскольку именно отсюда в  Москву и другие большие города поставлялись тысячи тонн ранних овощей и  фруктов. Конечно же, хлеб — пшеница, рожь, ячмень — для земледельца понятие  совершенно особое, сакральное, можно сказать. По сей день подавляющее  большинство азербайджанцев, увидя кусочек хлеба, валяющийся под ногами  (упавший на пол или лежащий на земле), непременно нагнется, возьмет и  переложит его в другое место, куда-нибудь повыше.

При этом многие, особенно в  районной местности, поднимая его, прикладывают этот кусочек к губам и ко лбу, в  знак особого почитания. Детям с малых лет у нас внушают: «не наступи на хлеб,  ослепнешь».  Азербайджанцы хлебом клянутся в очень серьезных случаях. Тот, с кем делил хлеб —  становится почти что родственником. Акт хлебопреломления в застолье у нас  важнее, чем закорючка подписи под письменным договором на бумаге (почти как на  тайной вечере Христа).

Вот почему именно в азербайджанском городе Карабаха, в  Агдаме, люди создали «Музей хлеба», который, отметим, был первым подобным  музеем на всем огромном пространстве СССР, протянувшемся на 11 часовых  поясов-от Камчатки на Дальнем Востоке до Калининграда в Европе.  Население с пониманием и удовлетворением восприняло появление этого очага  почитания источника жизни и благополучия.

Ради создания и функционирования  музея многие трудились безвозмездно, с энтузиазмом. Потом, правда, выделили  небольшой штат, необходимый для развития и поддержания его работы. Музей  действовал 10 лет; со дня основания (1982 г.) до его уничтожения (1992 г.).  Сохранились статьи, брошюры, книги и другие материалы о деятельности музея,  хвалебные отзывы и впечатления посетителей. Часть материалов можно разыскать  и в Интернете.

Думаю, в этой связи для наших читателей будет интересно просмотреть материал по этой теме. Там же, в конце страницы,  представлен и видеосюжет, снятый для республиканского телевидения где-то  вначале 1980-х гг. Сюжет на азербайджанском языке.

В нем рассказывается о  некоторых экспонатах музея, о посетительнице из России (Галина Андреевна,  держит в руках сумку) которая принесла в дар музею своеобразный экспонат:  порцию хлеба выдаваемого в Ленинграде (Санкт — Петербург) в годы войны, во  время блокады, продолжавшейся 900 дней.  Она рассказывает юным посетителям музея о блокаде, когда хлеб был высшей  ценностью, дороже золота.

Начиная с 4 мин. 31 сек., в сюжете показан процесс  выпечки хлеба в традиционном азербайджанском «тендире» — в круглой  специальной печи, на дне которого разводится огонь, а на внутренней стенке  выпекается хлеб, который так и называется «тендирный хлеб» (tendir coreyi — азерб.).

Когда город Агдам оказался под угрозой неминуемого захвата (1993 г.), были  вывезены некоторые спасенные экспонаты Музея хлеба, которые передали на  хранение в Государственный музей истории Азербайджана в Баку. Одними из самых  ценных экспонатов являются найденные археологами при раскопках вблизи Агдама  окаменевшие пшеничные зерна, относящиеся к VII тысячелетию до н. э.  Армянская пропаганда пытается выставить азербайджанский народ  «варварами-кочевниками».

Враг просто использует распространенное, особенно в Европе,  клише: кочевник — зло, земледелец — добро. Однако пропагандирующие подобную  сентенцию показывают лишь собственное невежество! Если бы армяне были  наследниками земледельческого культурного мировоззрения, они понимали бы  неразрывную связь этих двух типов хозяйствования, их жизненную зависимость  одного от другого.

Поля земледельцев без естественных удобрений (навоза) скотоводческих стад в  считанные годы истощатся, потеряют свою силу. Без симбиоза с кочевниками не  было бы развития ремесел у земледельцев (кузнечного дела: подковы, гвозди,  стремена, удила, седла, колеса, телеги, оружие и пр.; скорняжного промысла:  выделка шкур, шитье обуви, подпруги и ремней, матрасов и одеял из шерсти и пр.).  Торговля между земледельческими городками в регионах обеспечивалась, в  основном, благодаря подвижности кочевых племен, их защите торговых путей.

Сами земледельцы получали для собственного питания важные продукты  животноводства: масло, сыры, вяленое мясо, скот для забоя, а также быков для  пахоты, лошадей для повозок и т.д. Словом, тот, кто противопоставляет земледельца  кочевнику, не знает ни одно из производств, способствующих  возникновению и развитию цивилизации как таковой. Это просто  разглагольствование паразитирующего элемента, ничем кроме спекуляции не  занимавшимся.

Кроме того, армяне, педалирующие свою принадлежность к христианству, должны  были бы понять, что быть кочевником не является чем-то унизительным. Многие  Библейские патриархи, цари и пророки (Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей,  Давид…) были пастухами. В христианской культуре пастушество не является чем-то  ущербным; как раз наоборот.

Руководитель церкви именуется пастором, народ —  паствой, а Христос символизируется Агнцем (Иисус называет себя » Добрым  пастырем»).  Истинные христиане не могут отождествлять зло и бескультурье с принадлежностью  к кочевому типу жизнедеятельности.

Таким образом, пытаясь обливать  азербайджанцев грязью, армяне выявляют собственные пороки: они никогда не  уважали ни труд земледельца, ни кочевника, не вникали в суть христианского учения  и миропонимания.

Они всегда сеятели раздоров и вражды, клеветники и  завистники, не приемлющие мир и взаимопонимание. Они никогда не оценят хлеб; они потомки тех, кто ел хлеб вместе с Иисусом на  тайной вечере, а затем пошел и предал своего Учителя…