НУРАНИ, Н.АЛИЕВ
Как грустно шутят экономисты, биржевые сводки — не самое увлекательное на свете чтиво. Куда интереснее, скажем, новости о последних скандалах в шоу-бизнесе.
Только вот у «скучной» экономической цифири есть одно неприятное свойство: она слишком сильно влияет на жизнь тех самых простых граждан, которые не очень-то разбираются, чем индекс Доу-Джонса отличается от индекса NASDAQ.
Вот и теперь в Армении «экономические» новости — на пике популярности. К власти пришло новое правительство во главе с Кареном Карапетяном, и от его деятельности, по понятным причинам, ждут ощутимых результатов. К тому же времени «на раскачку» отпущено немного — нынешнее положение дел в Армении уже называют «новым геноцидом».
Во всяком случае, в беседе с «Первым информационным» независимый правозащитник, эксперт Арбак Хачатрян особого оптимизма в связи с приходом к власти нового правительства не высказал.
Для начала он изрядно подпортил настроение аудитории «ПИ», заявив: «Я говорил, что позиции Азербайджана в регионе настолько изменятся, что Россия начнет с ним считаться. И теперь, какой будет та цена, которую заплатит Россия, сказать трудно, но то, что России очень выгодно членство Азербайджана в ЕАЭС, это факт. Беседа с Киселевым уже означает многое — фактически руководитель центральных новостей России, то есть глава официальной пропаганды, берет у Алиева интервью. Это примечательное обстоятельство, которого мы и не могли ожидать, скажем, лет 10 назад. И сейчас нужно понять, почему Армения настолько утратила свою важность, в чем причина того, что соседние государства настолько усилились, что с ними стали считаться, а с нами — нет».
Здесь, конечно, господину Хачатряну надо бы напомнить, что Армения, совершив агрессию против Азербайджана и не отказываясь от претензий к Турции, сама подрубила сук, на котором сидела. Выстроить дееспособное государство в ее нынешнем зажатом положении не стоит и надеяться. Статус «форпоста России» обещал определенные преференции, но вот мало кто задумывался, что от статуса «форпоста» один шаг до роли «разменной монеты».
И сегодня Армении остается только с замиранием сердца наблюдать, как Москва форсирует «сближение» с Турцией и присматривается к Азербайджану, и попутно задавать себе вопросы, чем это закончится для Армении. Впрочем, плохие новости на этом не закончились.
Арбак заявил: хотя он и оптимист по натуре, но в успех нового правительства верит не очень. «Я не знаю, есть у Карена Карапетяна возможность переходить границы, и предпримет ли он такие шаги или нет? В любом случае, я не уверен. До сегодняшнего дня не раскрываются причины разграбления страны, и, отправив в отставку, сменив всего нескольких человек, страну не строят: ответственные за стратегические ошибки не несут наказания. Более одного миллиона человек покинули Армению, вывезенные суммы могли бы заполнить бюджет, создать рабочие места… сейчас кое-что меняя, невозможно решить какие-либо важные вопросы,» — отметил он.
После чего добавил: «Сегодня в Армении человек не может бороться с местным «кротом» и вынужденно уезжает — чтобы заработать несколько копеек и содержать свою семью. Это — еще худший «геноцид» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), нежели события 1915 года, так как в то время, когда люди бежали от резни, они хотели сохранить свой язык и свою культуру, и бежали от чужаков, а сейчас бегут из-за грабежа в стране. Это очень дорого обходится семьям, когда они понимают, что их врагом становится государство».
Арбак Хачатрян, который в том же интервью рассуждал о том, что «народ поднимается», и «методы борьбы могут быть разными», конечно, настроен весьма радикально. Но не замечать растущей миграции из Армении уже не получается, как и того, что первопричина массового бегства из этой страны — отсутствие социальных и экономических перспектив. При этом уже и в самом Ереване признают: быстрых перемен к лучшему не будет.
Можно, конечно, посоветовать Армении предпринять реальные шаги для нормализации отношений с Баку и Анкарой, но об этом в Ереване не решаются даже думать. И ищут «обходные пути в рай». Время затянуть потуже пояса, следует ограничить социальные расходы, заявил в беседе с Tert.am экономист Вардан Бостанджян.
Так он прокомментировал слова министра финансов Армении, что они поступаются повышением пенсий и зарплат ради стабильности. Вардан Бостанджян отметил, что в 2017 г., учитывая тяжелую экономическую ситуацию, нет возможности повышения.
«Это можно также назвать мерой на пути к стабильности, тем более, что наш внешний долг по сравнению с прошлогодним показателем в размере 190 млрд, в 2017 г. предусмотрен в размере 150 млрд. Кроме того, почти 46% расходной части бюджета направлены на сферы социальной защиты, здравоохранения, обороны», — детализировал экономист.
По его словам, членам правительства придется работать в крайне сложных условиях.
«Сейчас уже, по некоторым оценкам, у нас может быть недовыполнение бюджета за 2016 г., и это обстоятельство нам не позволяет расширить социальные расходы», — пояснил он.
Плюс ко всему новое правительство пока что занято решением кадровых, а не экономических, вопросов. Да еще здесь проявилась своя специфика. Как пишет ереванская «Грапарак«, «по нашим сведениям, на почве начавшихся в правительстве сокращений и кадровых перестановок между новичками и старожилами возник конфликт. В ряде ведомств новоназначенные руководители хотят устроить «своих людей» в аппарат, согласовывают это с премьер-министром, но в последний момент из президентской вмешиваются и останавливают кадровую перестановку.
Есть также группа старых, опытных чиновников, которые не только работали длительное время, но и сыграли значительную роль в деле становления учреждения, сферы, законодательства, знают все нюансы и в дальнейшем понадобятся властям, следовательно, министры могут меняться, но они — нет». А «Лрагир» проливает свет на еще одну сторону «кадровой войны» в ереванских коридорах власти.
По ее мнению, речь идет о своеобразной войне «суверенных олигархов» против российских госкорпораций. Как полагает газета, «в Армении в апреле 2014 года к власти пришла «суверенная олигархия», условно говоря, люди, которые плохо говорят по-русски. И если с точки зрения армян — это олигархи, эксплуатирующие национальные блага, то с точки зрения, скажем, России — это было правительство, которое неохотно подчинялось Москве, хотя именно в бытность этого правительства, в декабре 2014 года, был ратифицирован договор о Евразийском союзе.
Однако договор с «Газпромом» был подписан и ратифицирован парламентом до прихода к власти правительства «суверенных олигархов», в декабре 2013 года. Тогда же во время визита в Армению Владимира Путина были подписаны многие договоры, которые были расценены экспертами как колониальные и ограничивающие суверенитет Армении. Возможно, правительство тогда в Армении сменили, чтобы не допустить «русификации» Армении».
Теперь же, по ее словам, «в Армении правительство, которое хорошо говорит по-русски. Решения этого правительства выглядят странно — например, призыв премьер-министра рассмотреть вопрос о землепользовании для иностранных компаний, занимающихся в Армении разработкой недр. Это заявление он сделал после визита главы Росгеологии. Или решения, касающиеся ГЭС, которые фактически могут быть направлены на закрытие ГЭС под предлогом экологии и, естественно, наращивание закупок газа у «Газпрома», чтобы большая часть электроэнергии производилась на газе».
Только вот, судя по всему, такая «русификация» армянской экономики еще не означает, что Россия возьмет на себя миссию по выводу армянской экономики. И здесь изрядную пищу для размышлений дает сообщение газеты «Голос Армении». Как заявил спикер парламента Армении Галуст Саакян, будут организованы парламентские слушания по вопросу комбината «Наирит«. Как напоминает «ГА», руководитель фракции «Процветающей Армении» Наира Зограбян подготовила свой законопроект по «Наириту» и даже утверждала, что он получил положительное заключение в правительстве. А вот Галуст Саакян утверждал, что никакого положительного заключения не было.
Сама Зограбян возмущена: «Если в беседе со мной министр говорит, что их отношение однозначно положительное, а потом правительство передумало, то проблема не в ППА, а в правительстве».
А газета указывает: «Примечательно, что данный законопроект действительно с положительным заключением парламентская комиссия по экономическим вопросам 21 октября предложила включить в малую повестку НС. А вот заключение правительства не положительное, не отрицательное. Кроме замечаний, в нем выказана готовность правительства «всесторонне обсудить с авторами документа их точки зрения, касающиеся обеспечения необходимых условий для инвестиционной привлекательности завода».
Только вот куда важнее другая часть предыстории. Напомним: комбинат «Наирит» в советские годы считался одним из гигантов местной индустрии. Одна беда — работал он на азербайджанском сырье, которое после того, как Армения предъявила претензии на Карабах, поступать в страну перестало.
«Наирит» уже несколько лет стоит. Попытки найти инвесторов для этого комбината предпринимались постоянно, но неизменно терпели крах, да еще с громкими скандалами. Впрочем, самое интересное началось потом, после вступления Армении в ЕАЭС.
В Ереване тогда зазвучали предположения, что если не сегодня, так завтра «Наирит» возьмет «на буксир» какая-нибудь из крупных российских компаний, скорее всего, «Роснефть». Но, судя по парламентским слушаниям, этого не произошло.
Спасать «гиганта армянской индустрии» Москва не намерена. И это показательное решение. А это значит, что экономическое положение Армении в скором времени вряд ли изменится к лучшему в ближайшем будущем.
Собственных ресурсов для выхода из кризиса у нее нет. Уповать на внешнюю помощь тоже не приходится. И нетрудно догадаться, что все большее число граждан Армении будет приобретать билеты в один конец.