Э.РУСТАМОВА
Проблему бытового насилия возможно эффективно решить в том случае, если Генеральная прокуратура начнет привлекать к ответственности правоохранителей за бездействие. Об этом заявил в интервью Echo.Az отечественный юрист Эльчин Гамбаров.
По словам эксперта, самыми первыми и естественными адресатами обращения пострадавших являются участковые инспекторы полиции.
«Однако пока что они явно недостаточно работают в направлении предупреждения и пресечения бытового насилия, привлечения виновных к установленной законом ответственности. Нередко участковые пытаются придать уголовным преступлениям, административным правонарушениям, противоправному поведению, требующему мер профилактического реагирования, видимость гражданско-правовых споров, малозначительных межличностных конфликтов, пренебрежительно отмахиваясь от поступивших обращений,» — сказал он.
«В Азербайджане бездействие сотрудников правоохранительных органов при совершении преступлений и злодеяний, особенно, когда речь идет о бытовом насилии, является злободневной проблемой. Было немало случаев, когда из-за бездействия правоохранителей погибали женщины,» — сказал Гамбаров.
Кроме того, по его словам, отрицательную роль играет местный менталитет, который присущ как жертвам бытового насилия, которые часто не хотят выносить сор из избы, так и представителям закона.
«Многие сотрудники правоохранительных органов АР считают, что нет смысла ввязываться в семейные ссоры. Сегодня молодые поругались, а завтра могут помериться, что часто бывает. Из-за такого отношения правоохранителей большинство обидчиков остаются безнаказанными. Законы не работают, прежде всего, по причине бездействия сотрудников правоохранительных органов. Если бы они своевременно принимали меры, то количество бытового насилия неуклонно снижалось,» — отметил Гамбаров.
По его словам, лица, которые вовремя не приняли законные меры, должны быть привлечены к ответственности.
«Генеральная прокуратура должна дать оценку действиям правоохранителей по каждому факту. Более того, человек который принял заявление от пострадавшего и не начал расследовать дело, должен быть привлечен к уголовной ответственности за халатное отношение к должностным обязанностям», — отметил Э. Гамбаров.
Юрист советует гражданам обращаться в вышестоящие инстанции, если правоохранители бездействуют.
Несмотря на неоднократные попытки, к сожалению, Echo.Az не удалось связаться с пресс-службой МВД.
Проблема домашнего насилия для Азербайджана остается одной из актуальных. Количество жертв растет год от года.
В 2010 году в Азербайджане был принят закон по предотвращению бытового насилия, предусматривающий комплексные меры социальной, медицинской и психологической защиты жертвам насилия. В рамках закона предусматривается также проведение просветительской работы, причем, не только с женщинами, но и с теми, кто делает из них жертв. Кроме того, определен порядок рассмотрения жалоб, организована выдача охранных ордеров пострадавшим от домашнего насилия, а еще им оказывается помощь в поиске работы.
Ранее руководитель центра «Чистый мир» Мехрибан Зейналова заявила 1news о том, что за последние 10 лет количество жертв домашнего насилия с летальным исходом возросло почти в несколько раз.
По мнению М. Зейналовой, несмотря на принятие закона «О предотвращении бытового насилия», ситуация пока не сдвигается с мертвой точки.
«Причина этому одна — безнаказанность, которая, как известно, порождает новые преступления. Законы, которые приняты нашим правительством, действительно превосходные. Загвоздка в том, что механизм их исполнения еще не начал работать. Кроме того, в законе четко не разграничены разновидности насилия над женщиной, соответственно, не указана и степень наказания. Другими словами, реальная уголовная ответственность мужчине сегодня грозит лишь в случае летального исхода того или иного конфликта. Во всех других случаях женщине сложно даже доказать факт насилия, и я говорю сейчас только о физическом! А как женщине, воспитанной в условиях нашей ментальности, доказать кому-либо факт, допустим, сексуального насилия со стороны собственного мужа? Я уже не говорю об эмоциональном или экономическом насилии: у нас претензий по этому поводу просто не поймут! — справедливо замечает М. Зейналова.
«Кроме того, ситуация усложняется тем, что в 2012 году была снята уголовная ответственность за нанесение телесных повреждений, которая была заменена штрафом. Все это лишь «развязало» руки тем, кто систематически издевается над женщинами», — говорит Зейналова.
«Нет сегодня закона, который позволил бы полицейскому как-то повлиять на разбушевавшегося мужчину, который позволяет себе унижать, оскорблять или даже бить женщину у себя дома. Если у нее не будет на руках заключения судмедэкспертизы, он не имеет права что-то предпринимать,« — отметила она.
Проблема усугубляется и правилами подачи заявления на получение «Охранного ордера» — документа, должного защитить женщину от мучителя на время ведения судебного разбирательства.
«По закону подобный ордер может выдать женщине исключительно суд. А теперь подумайте, сколько женщин, измученных в результате постоянных издевательств, решится прийти в суд и дождаться получения этого ордера! Даже в полицию не каждая решится пойти, в том числе, в силу ментальных особенностей нашего семейного уклада. Что уж говорить про суд. Кроме того, никто не обеспечит «жертву» защитой до получения ею этого документа, не говоря уже о том, что сам документ не может стать гарантом ее безопасности», — справедливо замечает М. Зейналова.