За рубежом, Эхо

Поможет ли Башару Асаду «частичный успех» на чужом поле?

livanА.ШАКУР

События в Сирии по понятным причинам заслонили другие новости с Ближнего Востока. Где тем временем политическая жизнь и не думает останавливаться. Как передает ТАСС, христианский политик Мишель Аун победил на выборах президента Ливана, состоявшихся в одноплатном парламенте республики. Аун, возглавляющий Свободное патриотическое движение, получил поддержку большинства депутатов.

Для выявления победителя потребовалось проведение второго тура голосования; в первом генералу Ауну не удалось набрать две трети голосов — 86 из 127. За него отдали голоса 83 депутата. Высший государственный пост в Ливане оставался вакантным с тех пор, как дворец в Баабде 25 мая 2014 года покинул Мишель Сулейман.

Более двух лет ливанские законодатели не могли договориться о политической фигуре, которая бы устроила партии мусульман и христиан. Голосование в парламенте переносилось 45 раз по причине отсутствия кворума. Соперником Ауна выступил лидер партии «Марада» Сулейман Франжье.

Оба политика принадлежат к общине маронитов, составляющих большинство среди местных христиан. Из их числа, согласно конфессиональному устройству Ливана, выдвигаются кандидаты в президенты. Президент Ливана по конституции является «главой государства и символом единства страны».

Как главнокомандующему ему подчиняются Вооруженные силы республики. За нынешним голосованием следила в телеэфире вся страна. Для многих ливанцев избрание Ауна открывает надежду на долгожданные перемены. Генерал неоднократно заявлял, что «намерен вернуть ливанским христианам ту роль, которую им подобает играть в государственных делах». Мишель Аун уже принес присягу в стенах парламента. Он обратился к депутатам с речью, в которой призвал все партии и конфессии «к укреплению национального партнерства».

По словам Ауна, «только национальная консолидация обеспечит политическую стабильность и экономический подъем». Он сообщил, что процесс запланированных им реформ будет осуществляться «в рамках всеобъемлющего плана и путем координации между всеми ведомствами». Новый президент республики заявил «о праве Ливана использовать все средства для возвращения оккупированных районов на юге страны (Шебаа, Кфар-Шуба и Гаджар), которые остаются под контролем Израиля».

«Очень важно, чтобы Ливан дистанцировался от вооруженных конфликтов, которыми охвачен Ближний Восток», — подчеркнул он. Аун указал, что намерен добиваться возвращения сирийских беженцев на родину.

«Без возвращения беженцев на родину не может быть достигнуто урегулирование кризиса в Сирии», — подчеркнул он.

Присутствие 1,5 млн сирийцев, бежавших из охваченной войной соседней страны, усугубляет экономический кризис в Ливане и требует дополнительных ассигнований на социальную сферу, образование и медицину. Коснувшись террористической угрозы Ливану, Аун указал, что «борьбу с экстремистскими группировками, обосновавшимися в районе ливано-сирийской границы, следует вести превентивными методами». Ливанская армия блокировала границу с Сирией в 2014 году после нападения боевиков на город Эрсаль.

В заложниках у террористов из радикальной организации «Исламское государство» остаются девять ливанских военнослужащих. Эксперты указывают и другое. Мишеля Ауна считают союзником проиранской «Хезболлах», которая наряду с сирийскими националистами и местной ячейкой армянской «Дашнакцутюн» и составляет в Ливане просирийский фронт.

Как отмечает «Евроньюс», Мишель Аун, христианин-маронит, считается союзником шиитской группировки «Хезболлах», однако без поддержки суннитов его избрание президентом было бы невозможно.

Теперь же в Ауне видят «объединяющую фигуру». Шарбел Искандер, ливанский актер, заявил «Евроньюс»: «Генерал Мишель Аун — соберет вокруг себя политические партии. Именно этого мы все желаем. Мы хотим, чтобы президент собирал, а не разделял народ». Саад Харири, лидер Движения будущего, бывший лидер антисирийской «кедровой революции», отметил: «Это очень важный день для Ливана. Мы были в очень непростой ситуации. Но сегодня — начало конца тех рисков, что становились все более серьезными». Сааду Харри вновь избранный президент обещал пост премьер-министра, отмечает «Евроньюс».

Однако этот оптимизм разделяют не все. Избрание Мишеля Ауна президентом Ливана является показателем достижения общественного консенсуса, однако сложно прогнозировать, что он сможет стабилизировать ситуацию в стране, так она в большей степени определяется внешними факторами, заявил РИА «Новости» эксперт по Ближнему Востоку, преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики, арабист Леонид Исаев.

«Что касается того, сможет ли он вывести страну из кризиса, как-то способствовать стабилизации ситуации, я думаю, что вряд ли: президент в Ливане фигура все-таки достаточно номинальная, и на Ливан традиционно большое влияние всегда оказывали именно внешние факторы и игроки, прежде всего Сирия», — отметил эксперт.

Другой вопрос, что на фоне нынешнего кризиса в самой Сирии Башару Асаду вряд ли до укрепления изрядно пошатнувшегося влияния в Ливане. Если, конечно, «от имени» Асада не будет выступать Иран.