За рубежом, Эхо

Ждет ли Марокко «арабская весна»?

maroccoА.ШАКУР

Из Марокко приходят драматичные новости. В крупных городах проходят акции протеста — это реакция общества на гибель 31-летнего торговца рыбой Мухсина Фикри, сообщает ТАСС.

Как рассказывают журналистам местные правозащитники, марокканские чиновники собирались утилизировать большую партию рыбы, заявляя, что Фикри ведет торговлю с нарушением правил и сбывает незаконный улов. Продавец бросился спасать товар, однако угодил в автоматический ковш мусоровоза. Фикри, по данным правоохранительных органов, получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался на месте.

Марокканский журнал «Тель Кель» выяснил, что когда полиция конфисковывала его товар, рыботорговец угрожал самоубийством. Кадры искалеченного тела Мохсена Фикри, распространенные в социальных сетях, вызвали широкий резонанс, отмечает Euronews. Чтобы выяснить, что стало причиной гибели человека и можно ли было предотвратить инцидент, криминальная полиция и прокуратура начали следственные действия.

Король Мухаммед VI поручил министру внутренних дел Мухаммеду Хассаду отправиться в Эль-Хосейму, где произошел инцидент, и выразить соболезнования семье погибшего торговца. Он также поручил провести тщательное расследование инцидента. Министр заверил, что монархом дано указание провести тщательное расследование для выявления всех причастных к инциденту. Он также подчеркнул, что все виновники будут строго наказаны в соответствии с законом. Однако страсти продолжают накаляться.

Жители нескольких городов на севере страны, где проживает множество этнических берберов, встретили произошедшее с явным негодованием. Участники крупных акций протеста заполонили улицы марокканских городов. По словам местных жителей, столь масштабных волнений в Марокко не было с 2011 года, когда на фоне событий «арабской весны» в королевстве проходили манифестации с требованиями провести реформы и улучшить качество жизни. Воскресный митинг поддержали оппозиционеры разного политического окраса, включая запрещенное в Марокко движение «Справедливость и благодеяние».

По словам корреспондента ТАСС, толпа возложила ответственность за гибель торговца, у которого осталась семья, «на власти, продемонстрировавшие жестокость и безразличие», сообщает Newsru. По информации Euronews, в воскресенье вечером демонстрация протеста прошла по улицам столицы страны Рабата. Кроме того, тысячи людей присоединились к траурной процессии из города Аль-Хосейма на севере страны в соседний Имзурен, где Мохсен Фикри был похоронен.

Между тем эксперты напоминают: у таких протестов, спровоцированных случайными, в общем-то, инцидентами с трагическими последствиями, может оказаться нешуточный политический резонанс. Достаточно вспомнить, как 17 декабря 2010 житель города Сиди-Бузид центральной части Туниса, торговец овощами Мохаммед Буазизи в знак протеста против нищеты и произвола полиции совершил акт публичного самосожжения у мэрии города.

Как потом утверждали в Тунисе, все началось с того, что сотрудница полиции Фердия Хамди, которая конфисковала товар Буазизи, ударила его и публично оскорбила. Правда, суд этого не доказал. Однако самоубийство Буазизи просто «взорвало» страну, послужив «пусковым механизмом» той самой «арабской весны».

Как излагает хронику событий РИА «Новости», по городам Туниса прокатились акции протеста. 24 декабря число протестующих в городе Мензель-Бузаян, уроженцем которого был Мохаммед Буазизи, достигло 2 тысяч человек. Демонстранты громили полицейские участки и автомашины, административные здания. Из административного центра Сиди-Бузид в Мензель-Бузаян было выслано полицейское подкрепление. Полицейские, пытаясь справиться с напором толпы, открыли огонь на поражение. Один 18-летний демонстрант погиб на месте, 10 человек с огнестрельными ранениями были доставлены в больницу. В Мензель-Бузаяне был введен комендантский час, все выезды из города были блокированы полицией.

Когда же 4 января 2011 года в больнице от обширных ожогов скончался совершивший самосожжение Мохаммед Буазизи, протесты приняли небывалый размах. Демонстрации и ожесточенные столкновения молодежи с полицией проходили в трех тунисских городах — Касерин, Тала и Рагеб. Число погибших превысило 50 человек.

10 января по национальному телевидению выступил президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али. Он обвинил в беспорядках враждебно настроенные иностранные силы, пообещал решить проблему безработицы путем создания более 300 тысяч дополнительных рабочих мест, но время для таких обещаний было уже упущено. 12 января в столицу страны Тунис и пригороды были введены армейские подразделения, власти страны объявили комендантский час, но и это не помогло.

Президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али освободил от должности главу МВД Рафика Бельхаджа Касема и назначил нового министра внутренних дел — Ахмеда Фриа, распорядился создать специальную комиссию по расследованию коррупции в высших эшелонах власти, а также освободить всех арестованных в ходе народных волнений, но сбить волну не удавалось.

В столице и крупных городах, в том числе Кайруане и Сфаксе (промышленной столице Туниса), проходили многотысячные демонстрации, где звучали лозунги: «Восстание продолжается! Скажем «нет» бен Али», «Спасибо, бен Али, с нас хватит». В конце концов 14 января 2016 года президент Туниса Бен Али подал в отставку. Это и стало началом «арабской весны».

Открыла ли «арабская весна» перед гражданами Туниса двери в рай, можно, конечно, поспорить. Но, как показывает практика, чужие неудачи мало кого останавливают. Тем более если есть желающие подлить масла в огонь извне. И если вспомнить, что именно Марокко контролирует южный берег Гибралтарского пролива, то ситуация становится понятной.