Дж.АЛЕКПЕРОВА
«В Азербайджане женщин не допускают не только на руководящие должности, но и в те отрасли хозяйства, независимо от тяжести труда, где зарплаты выше».
Об этом Echo.аz заявил глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
По его словам, в Азербайджане женщины за равный труд практически получают столько же, сколько и мужчины.
«Проблема в том, что и статистика это доказывает, что женщины почти повсеместно не занимают руководящих, высокооплачиваемых должностей. Поэтому, если взять усредненный показатель зарплаты женщины хоть в целом по Азербайджану, хоть по отдельным областям хозяйства, она будет меньше мужской,» — сказал Зейналов.
«Например, в 2015 году в среднем женщина получала в стране 310,5 маната в месяц, из них в госсекторе — 274,3, в частном секторе — 430,9 маната. В то же время мужчины в 2015 году получали 576,0 манат, 461,3 маната и 672,7 маната соответственно. Отсюда простым арифметическим действием получаем, что средняя зарплата женщин в Азербайджане составляла в прошлом году всего 54% от мужской, то есть доход работающей женщины составлял половину от мужского», — отметил он.
Как сказал эксперт, ситуация с распределением должностей и доходов между мужчинами и женщинами практически не изменилась за время независимости, несмотря на проводимые реформы и программы в области гендерного равенства.
«На мой взгляд, это свидетельствует о более глубоких проблемах общества, сексизме под видом национальных традиций. У нас работало в 2015 году 2404,5 тыс. женщин и 2510,8 тыс. мужчин, практически поровну. При этом средняя женщина получала вдвое меньше среднего мужчины — хоть в государственном, хоть в частном секторе. В данном случае в национальном менталитете укоренился стереотип мужчины — добытчика, который, естественно, должен получать больше женщины, причем существенно больше», — отметил правозащитник.
По его словам, например, в нефтяной промышленности численность женщин составляет всего 16,6%.
«Можно объяснить это тяжелым физическим трудом, а не высокими зарплатами. Но почему в тяжелом сельском хозяйстве женщины составляют 56,1% (выше, чем их средняя доля среди занятых в хозяйстве)?» — задается вопросом эксперт.
Как отметил правозащитник, в размещении туристов женщин 39,8%, а ведь вроде бы работа как раз женская. В государственном управлении — 15,9%, а в финансовой и страховой деятельности — 43,3%.
Медицинские и социальные услуги — 73,1%, образование — 68,5%. Женщин меньше не только там, где труд тяжелее, но и там, где труд легкий и хорошо оплачиваемый. А вот там, где платят мало, женщины преобладают.
«Решать проблему надо грамотной кадровой политикой и борьбой с гендерными стереотипами. В советское время пропагандировался образ грамотной женщины — управленца, парламентария, ученой. У нас все телевидение забито телепрограммами, где женщин выставляют недалекими, зависимыми от мужчин и пригодными только для домашнего хозяйства. Формально программы по устранению гендерного равноправия есть. Но на практике много ли у нас министров и глав исполнительной власти — женщин? Хотя у нас много способных женщин, но они нуждаются в поддержке государства. И не в последнюю очередь — в изменении атмосферы вокруг деловых женщин», — говорит эксперт.
Тем временем, как говорится в исследовании Всемирного экономического форума, женщины в среднем работают на 50 минут в день и на 39 дней в году дольше, чем мужчины.
Как говорится в отчете, несмотря на то, что за последние десять лет в мире стало почти на четверть миллиарда больше работающих женщин, для полного устранения гендерного неравенства на работе, если двигаться в этом направлении нынешними темпами, понадобится как минимум 170 лет. В докладе учитывается неоплачиваемая работа по дому, которую многие женщины делают каждый день.