За рубежом, Эхо

Армения проваливает собственный «сирийский план»

armНУРАНИ, Н.АЛИЕВ

Власти Армении старательно привлекают внимание общественности к своей политике на «сирийском направлении». Президент Армении Серж Саргсян встретился с представителями армянской общины Сирии и ряда армянских структур, а также с благотворителями и ответственными должностными лицами, занимающимися проблемами армянской общины, умильным тоном сообщают армянские информагентства.

Как сообщили Арменпресс в Управлении по связям с общественностью и СМИ аппарата президента Армении, Серж Саргсян особо подчеркнул, что пригласил присутствующих с целью обсуждения новых идей и программ оказания поддержки. Как старательно заверял присутствующих Серж Азатович, он страстно желает узнать непосредственно у проживающих в Сирии соотечественников о сложившейся там ситуации и последних развитиях, обменяться мнениями касательно иммигрировавших в Армению сирийских армян и программ по оказанию им поддержки.

«К сожалению, уже длительное время Сирия и, в особенности, Алеппо не покидают международные новостные ленты из-за происходящих там трагических событий. Для нас, армян, Сирия, Алеппо — это не просто знакомые наименования, как для многих других, а место, где проживают наши соотечественники. Именно поэтому по сей день в Алеппо работает наше генеральное Консульство, между тем как дипломатические представительства всех других стран уже давно покинули этот город», — отметил президент.

Он добавил, что подход Армении был и остается таковым: каждый из сирийских армян имеет право вернуться в Армению, более того, если он, тем не менее, покидает Сирию, желательно, чтобы он приехал именно в Армению.

«Мы готовы сделать все возможное по созданию по меньшей мере минимальных условий для того, чтобы эти люди со временем интегрировались в наше общество и уже сами могли решать свои проблемы», — отметил Саргсян.

Участники встречи поделились с президентом с ситуацией, своими заботами, предложениями о поддержке армянской общине Сирии. Они также поблагодарили Армению и армянские структуры за последовательное содействие армянам Сирии.

В самом деле, по поводу событий в Сирии власти Армении регулярно «выстреливают» заявления и проводят громкие «пиар- акции», вроде отправки гуманитарной помощи сирийским соотечественникам на российском транспортном самолете. По вполне понятным причинам, «сирийская тема» вызывает в армянском обществе понятный — и острый — интерес. Есть, наконец, и внутриполитические соображения.

Напомним: после второй мировой войны в Армению перебрались, точнее, как тогда выражались в СССР, «репатриировались» многие этнические армяне из-за рубежа — главным образом из той же Сирии с понятной целью: повысить процент этнических армян в населении Армении, созданной на землях азербайджанского Эриванского ханства — одними только депортациями азербайджанцев решить эту проблему не получалось в принципе. А так как из «сирийских армян» происходит и, к примеру, Левон Тер-Петросян, то равнодушие к их судьбе тут же получило в Армении вполне понятное внутриполитическое прочтение. А значит, не заниматься судьбой сирийских армян Серж Азатович позволить себе просто не может.

Только вот, как оказалось, встреча Сержа Саргсяна с представителями армянской общины Сирии и теми, кто по зову сердца или по долгу службы занимается помощью сирийским соотечественникам, далеко не у всех вызвало умиление. Ереванский «Первый информационный» откликнулся весьма язвительным комментарием. Напомнив, что в ходе этой встречи «Серж Саргсян заявил, что каждый из сирийских армян имеет право вернуться в Армению, более того, если он тем не менее покидает Сирию, желательно, чтобы он приехал именно в Армению», и «нужно все сделать для того, чтобы обосновавшиеся в Армении сирийские армяне «со временем интегрировались в наше общество и уже сами могли решать свои проблемы»», «Первый информационный» выносит свой вердикт: со всем этим власти Армении серьезно опоздали.

Отметив, что «все это звучит прекрасно», «ПИ» напоминает: «То, что положение в Алеппо весьма тяжелое, в том числе и положение оставшихся в Алеппо нескольких тысяч армян, это, по сути, очевидно даже в находящемся в тысячах километрах от Алеппо Ереване, так что даже излишне еще раз повторять это.

Однако власти Армении не повторяют, а, по сути, впервые за последние месяцы подобным образом обращаются к этой проблеме, в том случае, когда при президенте Республике Армения, пожалуй, должен был быть сформирован оперативный штаб, который занимался бы решением проблем сирийских армян, и этот штаб должен бы был периодически сообщать обществу информацию о своей деятельности и ее результатах».

«Первый информационный» не на шутку возмущен: «…Тональность в сообщении пресс-службы президента такова, словно в Алеппо попросту ожидается цунами или торнадо, и стоит задача всего лишь спасти сирийских армян из когтей этого стихийного бедствия. У президента Армении проводится встреча и обсуждение, которые должны были состояться еще 2-3 года назад. И задачей Армении должно было быть не право сирийских армян на проживании в Армении, а должна была быть поставлена задача — убедить сирийских армян, что за спасением нужно приехать в Армению».

А затем обозначает главную проблему: «Но в данном случае возникает и другой вопрос: а Армения является ли тем государством или же скорее — имеет ли такое управление, чтобы сирийские армяне задумались о том, чтобы спастись здесь, если из Армении уезжают десятки тысяч, чтобы «спастись» работой на чужбине? То есть, здесь мы и сталкиваемся с проблемой проблем — качеством управления в Армении».

Замечание, в самом деле, небезынтересное. Теоретически у Армении могли бы быть серьезные политические возможности на «сирийском поле». Но у страны, чья политика «рихтуется» в Москве, самостоятельного внешнеполитического курса быть не могло по определению. Еревану с его политическим весом «ниже плинтуса» надеяться сыграть хоть какую-то роль в политических процессах вокруг Сирии не стоило априори. Да и планы «христианской автономии» на севере Сирии, по примеру разговоров о той же «автономии» в разгар войны в Ираке, пришлось, скажем так, спрятать поглубже до лучших времен.

Так что властям Армении пришлось довольствоваться этакой «программой-минимум»: привлечь сирийских соотечественников на свою новоявленную «историческую родину». Тем более что и здесь перспективы открывались нешуточные. Прежде всего, с помощью сирийских армян рассчитывали «залатать демографическую дыру». Армению за годы независимости покинули больше миллиона человек. И трудно спорить с теми, кто в самом Ереване говорит: это уже не эмиграция, а эвакуация. Сценарий рисовался просто беспроигрышный. Более того, расселять их предполагалось на оккупированных азербайджанских землях в равнинном и Нагорном Карабахе, чтобы окончательно закрыть вопрос с освобождением этих земель, создать «армянский задел» для возможного нового референдума о статусе Карабаха и т.д.

Наконец, после того, как Турция договорилась с Евросоюзом о выделении миллиардных сумм помощи на обустройство беженцев, в Армении тут же начали строить планы, что и под обустройство «своих», то бишь сирийских армян, тоже можно будет выторговать денежки. Какой процент из этих средств реально дойдет до сирийских армян, вопрос, конечно, интересный, но деньги никому не помешают. А если удастся «перенаправить» их в Карабах, то это такая удача, о которой не стоило и мечтать.

Но в Ереване явно не рассчитывали, что сирийские армяне окажутся осведомлены об армянских реалиях. И что вряд ли стоит пытаться привлечь иммигрантов в страну, откуда бегут даже ее коренные жители.

По данным армянских же источников, численность постоянного населения Армении по данным текущего учета, основанного на переписи населения 2011 года, на 1 июля 2016 года составила 2 995,1 тыс. человек, уменьшившись на 10,4 тыс. человек к аналогичному показателю 2015 года. «Психологический рубеж» в 3 миллиона, таким образом, «провален» даже в официальных СМИ. Более того, население продолжает «таять».

С начала текущего года население республики снизилось на 3,5 тыс. человек, что было обусловлено превышением отрицательного миграционного сальдо — 7,6 тыс. человек над естественным приростом населения — 4,1 тыс. человек.

В те же дни, когда Серж Саргсян принимал «сирийскую» делегацию, демограф Рубен Еганян, по сообщению Newsarmenia, поделился с журналистами пугающим наблюдением: проводимые исследования показывают тенденцию преобладания постоянной эмиграции из Армении над трудовой. Правда, оговорился, что это предварительная оценка.

«Идет сокращение удельного веса трудовых мигрантов. Если в прошлом году трудовые мигранты были фактически в каждом третьем домашнем хозяйстве Армении, или чуть больше 34%, то в этом году эта величина сократилась до 30%», — цитирует Еганяна армянское агентство экономической информации «АРКА». Он добавил также, что точных цифровых данных о миграционном потоке нет, и специалисты вынуждены основываться на ежегодной статистике о пересечении границы гражданами Армении.

«Эти цифры дают нам возможность приблизительно оценить миграционные потери. В последние годы они стабилизировались и составляют порядка 42-43 тыс. человек», — сказал Еганян. «В переводе»: если вначале многие уезжали из Армении на заработки, то теперь «трудовых мигрантов» уже меньше, чем тех, кто страну покидает «с билетом в один конец».

В свою очередь доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян попытался изобразить хорошую мину при плохой игре и вслед за российскими официозными СМИ отметил, что, дескать, ситуация с миграцией и качественными изменениями на рынке труде в некоторых новых странах-членах ЕС, в частности, в государствах Балтии более болезненна. Потом спохватился: «Но это не должно нас утешать с учетом геополитического положения Армении, отсутствия выхода к морю, закрытых границ с двумя соседями. Эти факторы делают нашу страну более уязвимой».

И даже признал, что большая проблема для Армении — «утечка мозгов», которая, в отличие от России, носит односторонний характер и не компенсируется притоком специалистов. «Фактически мы готовим кадры и становимся донорами для других стран», — сказал Манасерян. «В переводе»: покидают Армению наиболее квалифицированные, предприимчивые, молодые и здоровые. А остаются старики, дети, ну и еще носители таких экзотических «профессий», как исследователи армянского «геноцида». И вряд ли эту «миграционную дыру» удастся закрыть с помощью «сирийцев». Которые, «отдышавшись» в Армении, предпочитают перебираться в куда более благополучные страны. Где, кстати, у них тоже есть соотечественники.