Культура и Общество, Эхо

Какие виды животных на грани исчезновения в Азербайджане?

faunaЭ.МАМЕДОВА

Экологическая ситуация в Азербайджане нормализуется. Министерство экологии и природных ресурсов (МЭПР) тщательно защищает флору и фауну страны. Сегодня, как никогда, большое значение госорган придает охране генофонда диких животных.

Об этом заявил Echo.Az глава Общественного совета при МЭПР, председатель Центра экологического пргнозирования, эколог Тельман Зейналов.

При этом, эксперт признает, что сложно сказать, какие виды животных в Азербайджане находятся на грани исчезновения, так как правительство не выделяет средства для исследовательской работы.

«МЭПР большое внимание уделяет популяции отдельных видов животных, число которых невысокое. Более того, когда наблюдается чрезмерный рост количества отдельных диких животных, министерство дает разрешение на охоту на небольшое количество представителей фауны,» — сказал он.

Он также отметил, что охота на диких животных пользуется большой популярностью среди иностранных бизнесменов.

«Стоимость охоты на джейрана доходит до 1 млн. долларов. В некоторых случаях дают разрешение на истребление одного или двух джейранов. На общей численности популяции это никак не сказывается. Основной проблемой является нехватка корма. Из-за преждевременного похолодания дикие животные имеют проблемы с питанием. Государственные органы должны обратить на это внимание», — сказал Т.Зейналов.

Отметим, для того, чтобы получить разрешение на охоту, граждане Азербайджана обращаются в региональные отделения Министерства экологии и природных ресурсов, а иностранные любители в специализирующие фирмы. Минэкологии имеет соответствующие договора с такими фирмами. Приоритет отдается тем фирмам, которые сами занимаются природоохранной деятельностью. Они, как правило, работают в сфере защиты и размножения диких животных.

Если гражданин охотится без разрешения, то в случае обнаружения он сразу обязан оплатить штраф в размере двух тысяч манатов. Однако, если при нем найдут еще и трупы убитых животных, то в зависимости от вида, штраф увеличивается.

При большом количестве нарушений в отношении нарушителя может быть открыто уголовное дело.

Кроме этого, с прошлого года в случае задержания зарубежных охотников, помимо штрафа, жалоба направляется в миграционную службу, и нарушителя депортируют.

Между тем популяция млекопитающих, птиц, рыб, амфибий и рептилий с 1970 года сократилась практически на 60%, говорится в докладе Всемирного фонда дикой природы.

Как заявил в интервью 1news директор Бакинского офиса Всемирного фонда дикой природы (WWF) Эльшад Аскеров, отвечая на вопрос, какое полностью вымершее животное сегодня можно начать возвращать в Азербайджан, заявил, что реально вернуть сайгаков, зубров и куланов.

«Некогда на территории нашей страны водились сайгаки. На нашем севере во время очередной регрессии Каспия открылись безлесные участки, и они переходили в Закавказье из Предкавказья. В Азербайджане сайгаки жили долгие тысячелетия до тех пор, пока их не вытеснили джейраны. Вот их и можно вернуть. Затем у нас обитали азиатские гепарды, небольшая популяция которых осталась в Иране. Их можно вернуть в Ширванский национальный парк, и создать там такую же экосистему, как в Танзании. Это небольшие кошки и не стоит бояться, что они станут нападать на людей. Они прекрасно адаптируются у нас,» — сказал он.

«Но у нас есть проект по зубрам. В Европе в зоопарках осталось всего 7 голов полностью вымерших в природе европейских зубров в начале ХХ века, численность которых пытаются воссоздать. Сегодня их размножают в Беларуси и в лесах Восточной Европы. Есть два места, куда их можно выпустить в Азербайджане. Во-первых, это леса в Загатальском районе, которые считаются идеальными для зубров. Там хорошая охрана, база питания и малоснежные южные склоны. Мы хотим вернуть зубров и в Исмаиллинский район, где склоны гор тоже не очень крутые. Зубров можно оснастить ошейниками,» — отметил Аскеров.

«Так мы поступили с джейранами, передвижение которых я отслеживаю с рабочего компьютера. Точно так же можно следить и за зубрами. Эта система слежки помогает также определить, было ли животное убито. Можно было бы также вернуть в Азербайджан и кулана. Его изображения встречаются на наскальных рисунках в Гобустане. Сегодня их популяции еще остались в Туркменистане и Иране. То же самое и с лошадью Пржевальского, близкий родственник которого также жил в Азербайджане. Но не знаю, надо ли это делать? Европейцы создали у себя места, где мирно проживают разные животные, и это приносит неплохие доходы от туризма. Так что если подумать, то проектов для реализации много. Главное — желание и воля — качества, которыми наше правительство обладает в полной мере. Вот почему я уверен, что со временем Азербайджан восстановит численность многих исчезнувших некогда видов животных», — сказал он.