За рубежом, Эхо

«Золотые миражи» Сержа Саргсяна

serj-zolotoА.ШАКУР

В Армении продолжают попытки вывести свою экономику из кризиса. И, судя по поступающим из Еревана сообщениям, немалые надежды здесь возлагаются на ювелирную отрасль.

Как передает, в частности, Tert.am, президент Армении Серж Саргсян в выставочном центре «Меридиан» присутствовал на открытии международной ювелирной выставки «JUNWEX Yerevan Show 2016».

Как сообщает умильным тоном пресс-служба главы армянского государства, этот выставочный центр расположен в ювелирной свободной экономической зоне, и здесь хозяйствующие субъекты пользуются налоговыми и таможенными льготами.

В организуемой уже в 6-й раз Всемирным союзом армянских ювелиров (AJA) выставке участвуют известные ювелирные компании и эксперты из разных стран мира. Президент Саргсян обошел павильоны выставки, посмотрел представленные отечественными и иностранными компаниями ювелирные изделия, оборудование ювелирного производства, ознакомился с деятельностью и дальнейшими программами этих компаний. По информации же Panorama.am, Серж Саргсян уже в выставочном центре «Меридиан» в Ереване поприсутствовал на Конгрессе всемирной ювелирной конфедерации (CIBJO).

Как подчеркивают официальные источники, в этом мероприятии совместно с прибывшими в Армению из 25 стран свыше 80 делегатами, представляющими ювелирную сферу и сферу обработки драгоценных металлов, участвовал и президент Всемирной ювелирной конфедерации Гаэтано Кавальери.

Президент Армении обратился с приветственной речью к участникам мероприятия. Отметив, что Армении приятно принимать Конгресс всемирной ювелирной конфедерации, Серж Саргсян добавил: «Мы оцениваем важность проведения этого мероприятия в нашей стране». После чего перешел к изрядно приукрашенному рассказу о том, что, дескать, «Армения и рассеянный по всему миру армянский народ внесли значительный вклад в развитие производства ювелирных изделий и драгоценных камней, заняв свое прочное место в летописи данной сферы. Работы армянских ювелиров, их деятельность в разных странах способствовали развитию отрасли. Они основали предприятия и торговые дома в Нью-Йорке и Париже, Москве и Лондоне, Константинополе и Бейруте, Каире и во многих других местах. Их руками создавались блестящие образцы ювелирного искусства: бриллиантовые троны и короны, кресты и ордена, роскошные украшения и кубки».

Затем заверил: «И сегодня в Армении проводится последовательная работа по развитию ювелирного дела и обработки алмазов. Эту отрасль мы признали одним из приоритетных, стратегических направлений экономики Армении».

Наконец, как передал уже «Голос Армении», в том же центре «Меридиан» Серж Саргсян провел встречу с председателем Кимберлийского процесса, председателем Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Ахмедом бин Сулайемом, который прибыл в Армению для участия в Конгрессе всемирной ювелирной конфедерации (CIBJO).

Серж Саргсян отметил важность Кимберлийского процесса как яркий пример консолидации международных усилий с целью исключения обращения в мире так называемых «кровавых» или «конфликтных» алмазов, подчеркнув, что важность процесса особенно возрастает в наши дни, когда в мире увеличилось число конфликтов и новых очагов эскалации.

Серж Саргсян выразил сожаление по поводу того, что люди используют природные ресурсы не во благо, а во вред. Президент Саргсян отметил также, что Армения, в 2003 году присоединившись к Кимберлийскому процессу, который предоставил стране возможность быть полноценным участником мирового рынка алмазов, последовательна в вопросе выполнения своих обязательств в рамках процесса.

Председатель Кимберлийского процесса в свою очередь отметил, что прибыл в Армению в качестве представителя торговой общины Дубая и желает обсудить с правительством Армении вопросы, связанные как с процессом, так и с укреплением торгово- экономических связей между РА и ОАЭ. Здесь, пожалуй, нужно небольшое пояснение.

Тема «торгово-экономических связей между РА и ОАЭ» имеет известную деликатность. В армянских кругах явно гордились имиджем «своих парней на арабской улице» и при случае напоминали, что из-за арабо- израильского конфликта и запрета для мусульман заниматься ростовщичеством финансовая сфера в теократических странах Персидского Залива находилась в руках этнических армян.

Теперь, во-первых, существует вполне халяльный исламский банкинг. А во-вторых, и «в-главных», арабский бизнес проявляет интерес к входящей в «двадцатку» Турции и перспективному Азербайджану, а такая «бизнес-диверсификация» неизбежно повлечет за собой политические сдвиги. К тому же в Армении понимают: привлекать бизнесменов стране по сути нечем. Другое дело — надежды Еревана возродить свою ювелирную отрасль.

Об этом уже не раз рассказывалось в прессе, в том числе в Echo.az, но тем не менее напомним: у дельцов из числа этнических армян действительно солидные позиции в международном ювелирном, в том числе алмазном, бизнесе. В швейцарском Базеле создали «Союз армянских ювелиров».

Казалось, еще немного -и Ереван станет вторым Амстердамом или Брюгге. После распада СССР здесь хватало планов, прогнозов и обещаний создать в Армении процветающий ювелирный бизнес. Наиболее смелые отводили ему даже роль этакого «локомотива в экономике». Некоторое время ереванская «ювелирка» действительно демонстрировала завидные темпы роста. Армения оказалась единственной страной СНГ, ставшей членом Кимберлийского процесса — международной организации, осуществляющей контроль за движением алмазов для исключения их использования в криминальных и террористических целях.

В соответствии с требованиями КП любая партия алмазов, пересекающая границу государства-участника, снабжается специальным сертификатом с указанием цены и массы, подтверждающих «чистое» происхождение этого деликатного товара. Но затем… все рухнуло.

Теперь вроде бы предпринимаются меры для реанимации армянского «золотого бизнеса». Вступив в ЕАЭС, Армения получила право импортировать в страну необработанные российские алмазы без таможенных пошлин.

Более того, в те же дни, когда Серж Саргсян посещал ювелирную выставку и беседовал с руководителями Международной ювелирной конфедерации и Кимберлийского процесса, глава Гохрана (Госучреждение по формированию Госфонда драгметаллов и камней) Минфина РФ Андрей Юрин сделал примечательное заявление.

По его словам, с 2017 г Гохран РФ хочет продавать в Армению алмазы напрямую.В соответствии с межгосударственным соглашением от 2013 г Россия вывозит алмазы в Армению без экспортной пошлины, но через госпредприятие «Алмазювелирэкспорт».

«Законодательство позволяет нам работать и напрямую. А значит, мы сможем больше учитывать специфику потребностей наших партнёров», — заметил Юрин в беседе с News.am. Только вот в Армении сработала своя специфика. У этнических армян заметное присутствие в мировом ювелирном бизнесе, но куда заметнее заканчивающиеся на «-ян» фамилии в международной контрабанде золота и алмазов. И в результате алмазный бизнес в Армении, где власть оказалась в руках насквозь криминализированного «карабахского клана», ювелирный бизнес получился именно таким, каким он и мог быть в «зоне шпаны» — «заточенным» под криминал и контрабанду. Как потом признавали в самом же Ереване, большая часть местных гранильных предприятий занималась не огранкой бриллиантов, а «отмыванием» камней сомнительного происхождения.

В результате армянская «ювелирка» демонстрировала солидные темпы роста, в 2004 году алмазы даже вышли на первое место в структуре импорта и экспорта в Армении, но затем все «посыпалось».

Как утверждали специалисты, в немалой степени потому, что местные воротилы подпольного армянского бизнеса, учитывая связи Еревана в мире международного терроризма, активно взялись помогать террористическим группировкам переводить свои активы в алмазы.

«Алмазы можно пронести через систему безопасности в аэропортах, их не могут обнаружить собаки, их легко спрятать и потом обменять на деньги. Так что в действиях тех, кто покупал алмазы, был большой смысл», — заявил неназванный представитель властей США газете The Washington Post, комментируя сообщения о том, что повстанцы из Сьерра-Леоне, в числе прочих, продавали контрабандные алмазы «Аль- Гаэде».

Пока с контрабандой алмазов боролись только те, кто стремился остановить финансирование гражданских войн в Анголе и Сьерра-Леоне за счет «черных алмазов», Армения (и не только Армения) легко обходила ловушки. Но после унесшего более 3 тысяч жизней теракта в США 11 сентября 2001 года, когда спецслужбы начали отслеживать финансирование террористических группировок, алмазные аферы стали слишком опасными.

Наконец, еще один удар по армянской «ювелирке» нанесло вступление в ЕАЭС. Да, Армения получила право ввозить в страну российские алмазы без пошлин, но вот потеряла право закупать алмазное сырье у других поставщиков. А это ставило жирный крест на реэкспорте алмазов — то есть том, чем и занимались многие армянские ювелирные предприятия.

И вот теперь Серж Саргсян вновь собирается возродить ереванскую «ювелирку». Есть, конечно, шанс, что на сей раз в Армении уже попытаются развивать не «алмазную контрабанду», а легальный сектор ювелирной промышленности. Только вот… Как предупреждают эксперты, ювелирные изделия — товар особый. В отличие от, к примеру, алмазного инструмента, здесь куда большую роль играет раскрученность бренда, соображения престижа и т.д. Армению на этом рынке с распростертыми объятиями не ждут, и это еще мягко сказано. А раскрутка бренда требует времени и денег, которых у Армении нет и не предвидится. А это значит, что «золотые мечты» Сержа Саргсяна грозят вновь обернуться миражом.