Это интересно, Эхо

Побоище бронзового века

istor29О.БУЛАНОВА

Около 3200 лет назад две армии столкнулись у переправы через реку вблизи Балтийского моря. Сведений об этом столкновении нельзя найти ни в одной книге по истории: письменность в этом регионе получила распространение лишь спустя 2000 лет. И это не была стычка между двумя местными кланами.

Тысячи воинов сошлись здесь в смертельной схватке, возможно, в один день, используя оружие, изготовленное из дерева, кремня и бронзы — металла, который в то время находился на вершине военной технологии. Стремясь обрести твердую опору на берегах реки Толленсе, протекающей через болота северной Германии примерно в 120 км к северу от Берлина, армии сошлись врукопашную.

Стрелы с бронзовыми и кремневыми наконечниками, выпускаемые с близкого расстояния, пробивали черепа и застревали глубоко в костях. Пронзенные копьями лошади, принадлежавшие воинам высокого ранга, падали в грязь. Не все выдержали ближний бой — некоторые воины смешались, побежали и были поражены сзади. По окончании битвы сотни человек остались лежать, усеивая болотистую долину. Некоторые тела, после того как с них было снято все ценное, остались в мелких озерцах, другие погрузились на дно, что и защитило их от ограбления. Постепенно на кости осел торф. На долгие века о битве было забыто.

В 1996 г. археолог-любитель обнаружил кость предплечья, торчащую из крутого берега реки — первый ключ к мрачной тайне долины Толленсе. В кости прочно торчал кремневый наконечник. Это побудило археологов провести пробные раскопки, которые дали много костей, разбитых черепов и оружие. Радиоуглеродная датировка артефактов показала 1250 г. до н.э., что дало возможность предположить, что речь идет об эпизоде из европейского бронзового века. В тот год еще нельзя было понять, что долина Толленсе была полем битвы.

Некоторые археологи предполагали, что скелеты могли быть смыты с кладбища или что они копились веками. Сейчас, после серии раскопок 2009-2015 гг., исследователи начали осознавать, что это была за битва, и ее удивительное значение для общества бронзового века. Археологи откопали деревянные дубинки, бронзовые наконечники копий, кремневые и бронзовые наконечники стрел, украшения, а еще — огромное количество костей.

Они были найдены густыми скоплениями: в одном скоплении 1478 костей, среди них 20 черепов. Палеонтологи идентифицировали, как минимум, 130 человек, почти все мужчины, возрастом 20-30 лет. Наличие в одном месте 130 скелетов молодых мужчин — никак не признак кладбища! Количество костей позволяет судить о масштабе битвы.

«Мы открыли только 450 кв.м. Это — лишь 10% от обнаруженного слоя, может, даже 3 или 4%, — говорит Д.Янтцен, руководитель экспедиции. — Если бы мы раскопали всю область, то нашли бы примерно 750 человек. Это невероятно для бронзового века».

И если даже один из пяти участников битвы был убит и оставлен на поле боя, то в сражении могли принимать участие почти 4000 человек. Изучение костей также помогает прояснить картину битвы. Кость предплечья, с застрявшим в ней наконечником стрелы, та самая, с которой начались раскопки, на рентгеновском снимке обнаруживает признаки заживления.

В статье 2011 г. в «Antiquity» команда исследователей предположила, что человек получил рану в начале сражения, но смог продолжать воевать в течение нескольких дней или недель до того как умер. Это может означать, что конфликт был не одноразовым столкновением, а серией сражений в течение нескольких недель. Но исследование под микроскопом рассказало другую историю: то, что вначале выглядело как заживление, фактически оказалось слоем раскрошившейся кости, спрессованным одиночным ударом, оказавшимся смертельным.

Это заставило ученых пересмотреть версию, что событие происходило в течение недель. Весьма вероятно, что битва происходила в один или, максимум, несколько дней. И это сильно влияет на интерпретацию масштаба конфликта. Самый главный вопрос: почему люди собрались в этом месте, чтобы сражаться и погибнуть? Долина Толленсе здесь узкая, всего 50 м в некоторых местах. Отдельные ее части болотистые, тогда как другие имеют твердую почву. Это место могло быть точкой схождения для путешественников, пересекавших североевропейскую равнину.

Геомагнитный обзор 2013 г. раскрыл факт существования 120-метрового моста, пролегавшего через долину. Откопанные конструкции оказались сделанными из деревянных столбов и камней. Радиоуглеродная датировка показала, что хотя большая часть конструкции старше времени битвы более чем на 500 лет, части ее могли быть построены или восстановлены приблизительно в ту же эпоху, когда произошло сражение.

Предполагается, что сооружение могло использоваться столетиями, будучи хорошо известным ориентиром. Переправа играла важную роль в этом конфликте. Может быть, одна группа пыталась перейти, а другая ей препятствовала. Конфликт разгорелся здесь и превратился в сражение возле реки. Во времена битвы в Северной Европе, как считали ученые, не было городов и даже небольших деревень. Здешнее население имело некоторые связи со Скандинавией и проживало большими семьями в индивидуальных хозяйствах.

Плотность населения была меньше, чем 5 человек на кв.км. Ближайшее известное крупное поселение — в более чем 350 км к югу отсюда в Ватенштедте. Любопытно, о чем свидетельствуют химические индикаторы: большинство воинов пришли в Толленсе с расстояния в сотни километров. Этот вывод ученые сделали, изучая изотопы зубов: всего у нескольких результат оказался типичным для Североевропейской равнины. Другие люди попали сюда издалека, причем из многих отдаленных мест.

Изотопы азота на зубах нескольких человек говорят о том, что в их диете было много пшена, что для того времени более характерно для южной, а не для северной Европы. Генетические анализы ДНК только начались, но пока что они поддерживают версию о дальнем происхождении воинов. «Это не ватага местных идиотов, — говорит генетик Иоахим Бургер. — Это весьма разнородная армия».

Она подобна той, что описана в эпосе Гомера: составленная из небольших воинских отрядов, которые собрались вместе, чтобы захватить Трою, — событие, судя по всему, произошедшее спустя чуть менее 100 лет, в 1184 г. до н.э. Все это говорит о развитии социальной организации. Ведь организовать битву, подобную этой, преодолеть огромное расстояние и собрать всех этих людей в одном месте — это огромное достижение.

«Если верна наша гипотеза, что все находки относятся к одному и тому же событию, то мы имеем дело с конфликтом масштаба, прежде неизвестного к северу от Альп, — говорит соруководитель раскопок Т.Тербергер. — Нет ничего, что можно было бы сравнить с этим. Это вместе с оружием и воинами может быть самым ранним непосредственным свидетельством о битве подобного масштаба в древнем мире».

Северная Европа в бронзовом веке долгое время рассматривалась как тихая заводь, находившаяся в тени более продвинутых цивилизаций Ближнего Востока и Греции. Бронзе, появившейся на Ближнем Востоке примерно в 3200 г. до н.э., потребовалось 1000 лет, чтобы прийти сюда. До 90-х гг. ХХ в. историки в течение долгого времени не представляли реально доисторической войны. Оружие в захоронениях объяснялось как престижные предметы или символы власти, а не как реальное оружие.

«Большинство полагало, что древнее общество было мирным и что мужчины бронзового века занимались торговлей и т.д., — объясняет Х.Вандкильде, археолог из датского университета в Аархусе. — Общество тех лет не было организованным».

Но масштабы Толленсе говорят о большей организации и большей жестокости, чем предполагалось прежде. «Мы рассматривали сценарии рейдов небольших групп молодых людей, убивающих и крадущих продовольствие, но представить подобное крупное сражение тысяч человек было удивительно», — удивляется С.Хансен, глава Германского археологического института департамента Евразии в Берлине. Хорошо сохранившиеся кости и артефакты добавляют детали к картине развития в эпоху бронзы, показывая существование класса обученных воинов и позволяя предполагать, что люди по всей Европе участвовали в кровавых столкновениях.

«Когда речь шла о бронзовом веке, нам недоставало веских доказательств. Открыв поле битвы и убитых на нем людей и их оружие, мы получили эти доказательства», — говорит археолог Б.Моллой из Дублина.

Исторические повествования рисуют эпические битвы на Ближнем Востоке и в Греции, но артефактов, подтверждающих эти хвастливые рассказы, сохранилось мало. «Даже в Египте, зная много рассказов о войнах, мы никогда не находили достаточных археологических свидетельств об их участниках и жертвах», — говорит Моллой. Толленсе может привести к пересмотру целого исторического периода на территории от Балтики до Средиземноморья.

Это открывает дверь для множества новых фактов, дающих информацию о том, как были организованы общества бронзового века. Например, есть основательное свидетельство того, что эта битва не была первой для тех людей. Из скелетов 27% имеют признаки излеченных ран после более ранних сражений, включая три черепа с зажившими повреждениями. Трудно сказать о причинах этих ран, но они не выглядят типичными для молодых крестьян.

Стандартное металлическое вооружение и останки лошадей, которые были найдены перемешанными вместе с человеческими костями, говорят о том, что, по крайней мере, некоторые бойцы были хорошо экипированы и обучены. «Это не солдаты-крестьяне, выходившие раз в несколько лет подраться, — убежден Тербергер. — Это профессиональные воины».

Доспехи и щиты появились в Северной Европе за столетия до конфликта у Толленсе и должны были принадлежать классу воинов. «Если вы сражаетесь в доспехах и шлеме и латах, вам требуется ежедневная тренировка или вы не сможете двигаться, — считают ученые. — Вот почему, например, библейский Давид, пастух, отказался надевать доспех и бронзовый шлем перед поединком с Голиафом.

Этот вид тренировки является основным для специализированной группы воинов. В Толленсе эти вооруженные бронзой конные воины могли быть своего рода классом офицеров, возглавляющим пехотинцев с более простым оружием. Но почему столь значительные военные силы сошлись в узкой речной долине на севере Германии? Этот период был весьма бурной эпохой на территории от Средиземного до Балтийского морей.

В Греции передовая Микенская цивилизация пала примерно в то же время, когда произошла битва при Толленсе. В Египте фараоны похвалялись победами над «Народами моря», мародерами из отдаленных земель, повергнувшими соседних хеттов. А в скором времени после Толленсе разрозненные сельские усадьбы Северной Европы сменились многолюдными, хорошо защищенными поселениями, прежде известными только на юге. Около 1200 г. до н.э. произошло радикальное изменение в направлении развития обществ и культур.

Толленсе приходится на период, когда мы видим повсюду усиление войн. Толленсе выглядит как первый шаг в том направлении жизни, которое все еще существует у нас и поныне. Начиная от масштабов и жестокости сражений и заканчивая классом воинов, оснащенных совершенным оружием, эти события далекого прошлого связаны с более поздними и знакомыми нам конфликтами. Это могло быть первым свидетельством о поворотной точке в социальной организации и военном деле в Европе.

***По материалам сайта sciencemag.org