Э.РУСТАМОВА
За искажение норм литературного азербайджанского языка сотрудников СМИ необходимо наказывать штрафом в размере 150 манатов, считает председатель НПО «В помощь развитию связей с общественностью» Шалала Гасанова.
В стране необходимо создать специальный комитет, который будет регулярно мониторить все публикации в печатных, телевизионных и онлайн СМИ — как заявила в интервью Echo.аz Гасанова, это единственный способ поставить конец языковому извращению.
«Сотрудников СМИ, особенно тележурналистов и лиц, выступающих на азербайджанском языке на общественных мероприятиях, необходимо наказывать «рублем». Долгое время азербайджанская общественность обсуждает эту проблему. Порой невозможно слушать речь тележурналистов, поскольку они жутко коверкают родной язык и используют в речи иностранные слова. Складывается такое ощущение, что замечание государственных органов и общественности они не принимают, что вызывает у граждан еще больше возмущения. Такие штрафы являются механизмом порицания не только со стороны государства, но и общества. В этом вопросе правительство соблюдает, прежде всего, интересы общества. Потому это абсолютно нормальная и своевременная реакция,»- отметила Гасанова.
«Я думаю, что за искажение норм литературного азербайджанского языка необходимо установить штраф в размере 150 манатов. Копеечный штраф может девальвировать букву закона. Штраф должен быть ощутимым для кармана, чтобы поставить конец языковому извращению. Возможно, после этого тележурналисты начнут ответственней подходить к своей работе, начнут уважать свою публику», — сказала она.
Стоит отметить, что незнание государственного языка — это, прежде всего «заслуга» национальной системы образования. Так считает и глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
«Сегодня в Азербайджане никто не ведет статистику того, какой процент населения не знает или, наоборот, знает государственный язык. Но я не думаю, чтобы сейчас, через 25 лет независимости, нашлось бы много людей, которые не знали бы язык хотя бы на обиходном уровне. Другое дело — письменный язык, особенно деловой», — говорит он.
Как сказал Зейналов, есть проблема школьного образования на русском языке, которое не всегда дает уверенное знание азербайджанского.
«Чтобы молодежь лучше знала государственный язык, необходимо, прежде всего, улучшить качество обучения азербайджанского языка в школах. Кроме того, необходимо создать и стимул, и возможность для его углубленного изучения,» — сказал Зейналов.
В прошлом году на экзамен по азербайджанскому языку из 1 782 абитуриентов 783 человека не явились на экзамен. За нарушение правил один человек был удален с экзамена, его результаты аннулированы. 494 человека из 998 абитуриентов, принявших участие в экзамене, получили оценку «удовлетворительно». 494 из 1782, или 27,7% смогли сдать. Остальные или срезались, или отказались сами.
Между тем, как передает Trend, инициатором этой идеи является член- корреспондент Национальной академии наук Азербайджана, директор института языкознания имени Насими, профессор Мохсун Нагысойлу.
По его словам, в ряде стран, в частности в прибалтийских странах, за нарушение норм государственного языка применяются меры наказания в административном порядке.
«За нарушение норм литературного языка полагается материальное наказание, то есть денежный штраф. Если кто-то говорит «plyaj» вместо «cimərlik», или «probka» вместо «tıxac», то они должны платить штраф. В Азербайджане эту практику можно начать с небольшого штрафа. Против нарушителей правил дорожного движения применяются меры наказания, и эти меры дают эффективный результат. Мы выдвинули предложение о применении административного наказания к нарушителям норм литературного языка, и руководство НАНА его одобрило. Но необходимо еще выработать механизм. Перед соответствующими органами может быть возбуждено ходатайство о внедрении такого закона», — сказал Мохсун Нагысойлу.