А.ШАКУР
Между Москвой и Будапештом — дипломатический скандал. Как передают информагентства, в том числе ТАСС, министерство иностранных дел Венгрии вызвало посла России в Будапеште для беседы в связи с высказываниями российского телеведущего и генерального директора агентства «Россия сегодня» Дмитрия Киселева о событиях антисоветского восстания 1956 года.
Пресс-секретарь посольства РФ в Венгрии Ирина Звонова подтвердила сообщения агентства MTI, что венгерский МИД вызвал посла РФ в связи с высказываниями телеведущего. «Посла вызвали в МИД Венгрии, время согласовывается», — сказала собеседница агентства, добавив, что это связано с заявлением Дмитрия Киселева во время телевизионной передачи.
В венгерском МИД, по данным MTI, заявили, что намерены разъяснить послу, что Венгрия не приемлет любую неуважительную позицию по отношению к революции или ее героям, утверждает агентство. Напомним: 23 октября, в воскресенье, в эфир телеканала «Россия» вышел в эфир очередной выпуск «Вестей недели».
Один из сюжетов был посвящен 60-летней годовщине Венгерского восстания, жестоко подавленного советской армией. И, как говорят в телевизионной среде, в «подводке» к сюжету Дмитрий Киселев заявил буквальноо следующее (цитата по официальному сайту «Вестей недели»): «Каждый год 23 октября в Венгрии отмечают День Республики. Венгры вспоминают начало восстания в 1956 году против коммунистов у власти. С одной стороны, оно было вызвано жаждой перемен в советском блоке стран, куда относилась и Венгрия после наступления в СССР «хрущевской оттепели», с другой, — настроение было подхвачено западными разведками, которые уже в те времена отрабатывали технологию превращения изначально мирного протеста в кровавый хаос. Быть может, именно тогда в Венгрии это и была первая в дружественных нам странах «цветная» революция? А поскольку мир в годы холодной войны был более жестким и более прямолинейным, то в Венгрии появились и советские танки. В операции тогда погибли около 700 советских солдат».
Следующий перл — воспоминания некоего Вячеслава Бурунова, участника, вернее, соучастника карательной акции: «Были, конечно, моменты, когда не было приказа стрелять, но они лазили на башни, как тараканы, и пришлось автоматикой пускать танк, с башен их сбрасывать. Старались вовнутрь налить зажигательную жидкость. Тут уже открывались люки, тут же стреляли на уничтожение, чтобы спасти технику. Мы исполняли приказ».
И, наконец, еще один журналистский пересказ: «Убежденная социалистка София Хаваш, дочь Гезе Хорна, и сегодня настаивает: без западной поддержки восстание не обошлось. Из Австрии в Венгрию забрасывались диверсионные отряды бежавших после войны нацистов. Ведь и в рассекреченных ЦРУ документах было про готовившуюся США операцию «Раскол» в странах соцлагеря. Технологии «цветной» революции».
Все это понятным образом возмутило официальный Будапешт. Где в событиях 1956 года на первом месте видели и видят прежде всего борьбу за свою независимость — реальную, а не номинальную. И прекрасно осознают, что если чужие танки вторгаются в страну, чтобы подавить в ней народное восстание, то эти танки будут жечь. И что если в «сороковые, роковые» Советская Армия была в Венгрии освободительницей, то в 1956 году ее солдаты и офицеры превратились в оккупантов.
Москва, конечно, обвинения отвергает. Телеведущий Дмитрий Киселев, комментируя вызов российского посла в МИД Венгрии из-за сюжета в «Вестях недели», заявил, что не отказывается от тех слов, которые произнес в эфире, выразив удивление такой реакцией на журналистскую работу.
«Это авторская программа, в которой я высказал свое мнение в соответствии с принципом свободы слова. В программе мы представили воспоминания очевидцев и участников тех событий с обеих сторон, не занимая позицию ни одной из них. Если бы в Москве вызывали венгерского посла в МИД по каждой фразе венгерских СМИ о России, то он быстро стоптал бы свои башмаки», — уверял Киселев, передает РИА «Новости».
Это не первый скандал в карьере Киселева. Как напоминает Newsru, еще в мае Киселев оказался в весьма неловком положении из-за сюжета о «евроскептиках» во Франции, показанного в его «Вестях недели» 15 мая: выяснилось, что героям этого сюжета приписали слова, которых они не говорили вовсе, либо неверно интерпретировали или бессовестно переврали их высказывания.
Киселев в ответ на претензии французов заявил: «Мы действительно иногда пропускаем заусенцы». Затем в эфире «Вестей недели» вынужден был признать, что 24 апреля в сюжете программы он продемонстрировал под видом подлинного поддельное удостоверение офицера украинского бойца дивизиона СС «Галичина». Правда, за этот «фейк» телеведущий извиняться не стал, пояснив, что фальшивое удостоверение позволило обсудить преступность войск СС и «преступную роль украинцев, поступивших на службу войск СС», которая «не ставится под сомнение».
До этого в апреле главной темой одной из передач «Вестей недели» стала история о работе российского оппозиционера Алексея Навального на британскую разведку MI6 и Уильяма Браудера. В качестве доказательств в эфире приводились крайне сомнительные секретные документы, а также слова бывшего агента ЦРУ Валери Плейм, которая вскоре после выхода сюжета заявила «Дождю», что даже не знает имен Навального и Браудера.
Но даже не это главное. Понятно, что в случае с венгерской революцией господин Киселев высказывал что угодно, но не свое личное мнение. И на этом фоне обозреватель «Росбалта» Игорь Преображенский напоминает: «Здесь стоит отметить, что нынешние власти Венгрии относятся к России едва ли не лояльнее всех своих коллег по Евросоюзу. Владимир Путин ездил в Будапешт в начале 2015 года, когда находился в достаточно жесткой дипломатической блокаде после присоединения Россией Крыма. В Кремле это знают и помнят, тем более, что нынешний первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко тогда руководил «Росатомом», который получил от венгров крупный контракт на строительство атомной электростанции. Однако все это совершенно не помешало российской внутриполитической пропаганде создать напряжение в двусторонних отношениях в связи с датой, которая как для современных венгерских властей, так и для оппозиции остается, можно сказать, государствообразуюзщей».
Как подчеркивает Преображенский, «мало того, менять оценку событий 1956 года и, тем более, извиняться перед венграми никто явно не собирается». Как напоминает журналист, похожая ситуация «возникла в 2015 году, когда все тот же телеканал показал фильм «Варшавский договор. Рассекреченные страницы».
В нем фактически утверждалось, что так называемую «Пражскую весну», то есть политическую оттепель в Чехословакии, организовали чуть ли не неонацисты при поддержке западных спецслужб, а советская армия и ее союзники в 1968 году вошли на чехословацкую территорию якобы для того, чтобы предотвратить готовившееся вторжение туда войск НАТО. Тогда, несмотря на протесты и ноты Чехии и Словакии, в Москве извиняться тоже никто не стал».
И приходит к выводу: «Выходит, что Россия ведет жестко идеологизированную внешнюю политику, требуя даже от своих немногочисленных западных партнеров того, чтобы они придерживались российского взгляда на свою собственную историю. Ни о какой прагматичной внешней политике на этом фоне, разумеется, речь уже не идет. Поскольку ее невозможно проводить под лозунгом «кто не с нами, тот против нас».
А в таком случае, добавим от себя, можно растерять и тех немногочисленных союзников, которые у России все еще есть.