Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Самые безнадежные лжецы — это те, кто спустя некоторое время начинает верить в свою же ложь, которая уже после воспринимается ими в качестве реальности.
Смещение лжи и реальности — это трагедия личности, а если это происходит применительно к государству или целой нации, то это уже социально-психологический синдром, который может привести к непоправимым последствиям. В результате чего реальность искривляется, как искривляется также и вся система восприятия социально-политической действительности. Это неизбежно ведет к формированию тотальной хронической болезни в сознании общественности и даже целых поколений.
Данное обстоятельство проявляется в несбыточности, неудовлетворенности, нереализованности и прочих социально-психологических недугах. Подобные недуги, в свою очередь, становятся причиной формирования у большей части населения либо массового пессимизма, либо агрессии. Кроме того, продолжительное существование синдрома как раз и может быть причиной формирования такого массового психоза, как «чувство обиженной нации».
Собственно говоря, вся политика претензий на территорию Нагорного Карабаха как раз отчасти и построена на данном чувстве. Миф, самообман, ложь, фальсификация фактов, формирование международного стереотипа «обиженной нации» и прочие тактические «приемчики» давали Армении реальные плоды, но время их действенности истек.
Открытость информационных потоков, а также, хоть и поздний, но переход к наступательной тактике Азербайджана в продолжающейся информационной войне стали причиной того, что армянская политика «мифологизации» перестала давать ощутимые результаты. Азербайджан на данном этапе — это уже не та страна, с которой Армения начинала свой конфликт.
Сегодня Азербайджан — это инициатор глобальных экономических проектов, это страна-инициатор гуманитарных импульсов, страна, инициирующая процессы интеграции, страна-субъект региональных геополитических сценариев и, наконец, страна, потенциалы которой достаточны для того, чтобы обеспечить стабильный рост всему региону. Тот факт, что в такой ситуации армянский политический истеблишмент не делает правильных выводов и продолжает заниматься самообманом и примитивной фальсификацией, только еще сильнее затягивает «узел» независимости на шее этой страны.
Собственно говоря, в рядах армянской интеллигенции уже немало людей, понимающих «тупиковость» реализуемой в их стране политики. Тем самым, предстоящий раскол в рядах правящей политической элиты Армении уже очевиден. Во имя сохранения своих позиций эта элита будет только усиливать неадекватный полицейским режим, что только еще больше усугубит состояние моно- страны и аутсайдера всех региональных проектов.
Тем не менее, ложь и фальсификация остаются основными инструментами армянской дипломатии. Хотелось бы привести в пример один небольшой эпизод данной политики. Вкратце проанализируем материал размером всего лишь в три маленьких абзаца. Это материал о выступлении «Министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики» в Американском университете Армении на тему «Внешняя политика Нагорно-Карабахской Республики: вызовы и возможности» (PanARMENIAN.Net).
Приведу несколько характерных цитат: «министр коснулся специфики деятельности МИД Арцаха»; «процесс мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта»; «переговоры должны быть направлены на разработку необходимых механизмов и условий для мирного сосуществования Азербайджана и НКР»; «конфликт, навязанный Азербайджаном»; «важность повышения уровня вовлеченности НКР в международные процессы, являющийся залогом стабильности в регионе»; «в вашингтонском институте Карнеги представлены последствия Агрессии Азербайджана в отношении Арцаха».
А теперь попытаемся сделать небольшой и доступный смысловой анализ данного маленького текста в три абзаца. Во-первых, территория Нагорного Карабаха представляется под названием «Арцах», что позволяет сфальсифицировать историю всего региона и период появления здесь армян.
Во-вторых, конфликт указан как «азербайджано-карабахский», в силу чего, по их мнению, основная цель заключается в поиске механизмов «мирного сосуществования Азербайджана и Нагорного Карабаха». Данная постановка вопроса косвенно толкает международную общественность на признание существования подобного государства или, как минимум на то, чтобы «слух» международной общественности со временем привык к словосочетанию «НКР».
В-третьих, указывается на то, что данный конфликт инициирован Азербайджаном. Тем самым получается, что, будучи, инициатором войны, это нам нужны были беженцы в более чем один миллион людей. Это нам нужно было подвергнуть риску все нами же инициируемые региональные экономические проекты. И, наконец, это нам нужно было отдать в жертву тысячи своих сограждан и отказаться от более двадцати процентов территории страны. Абсурд, не требующий каких-либо объяснений и доказательств.
Если хотя бы просто «пролистать» основные армянские информационные порталы, то даже без глубоких анализов сразу станет видным, что как минимум, 6, а в большинстве случаев 8 из десяти имеющихся там материалов посвящены непосредственно Азербайджану и существующему между нами конфликту. Эти материалы практически переполнены вышеуказанным абсурдом. Цель интенсивности и массовости муссирования подобной информации очевидна: навязывание взглядов и формирование необходимого международного мнения по отношению к данному конфликту.
Вот, отчасти, почему информационная война буквально обязывает каждого из нас быть вовлеченным во все происходящие здесь процессы, как минимум для того, чтобы разоблачать дешевые абсурды армянской политики.