За рубежом, Эхо

Армянские «Гонки на буксире»

armeniaНУРАНИ, Н.АБАСОВ

В Армении новый глава правительства Карен Карапетян представил программу своего кабинета. Как того и следовало ожидать, было сказано немало красивых слов.

Глава правительства заверил, что в ходе разработки программы члены его команды провели обсуждения с экс-премьер-министрами, министрами, имеющими богатый опыт государственного управления, политическими деятелями, армянскими и зарубежными экспертами, бизнесменами, Республиканской партией Армении, представителями коалиционного партнера АРФД и со всеми заинтересованными лицами.

«Задачей правительства является посредством реформ обеспечить в республике наивысшую ценность страны — защищенность граждан РА, достоинства, повышения уровня жизни, жизнь в справедливом обществе, оптимизм в отношении будущего», — разглагольствовал премьер-министр.

Премьер-министр отметил, что бизнесмены и инвесторы должны понять, что осуществление инвестиций в Армении безопасно, надежно и просто выгодно. «Важно не то, чтобы иметь нефть, газ, а предоставление возможности людям за их творческий потенциал. У нас должны быть такие правила игры, чтобы для законопослушных налогоплательщиков были условия развития», — сказал он.

Теоретически все звучит верно и красиво. И вроде бы даже созвучно «мировым ожиданиям». Как сообщает «Голос Армении», глава делегации ЕС в Армении Петр Свитальски принял участие в организованном Национальной демократической платформой и фондом Наумана «Во имя свободы» форуме «Свободная рыночная экономика: видение будущего Армении».

Он отметил, что встречался с премьер-министром Армении Кареном Карапетяном, чтобы обсудить будущее связей Армении и ЕС.

«Цель премьера очевидна — улучшить бизнес-среду, внедрить в систему управления европейский опыт», — признал Свитальски. Как отметил дипломат, он слышал от многих, что Армения на перепутье, традиционные способы стимулирования экономики исчерпали себя, и нужны новые подходы.

«Армении нужно искать новые источники экономического прироста. Мы считаем, что есть два таких источника. Первый — развитие малого и среднего бизнеса. В ЕС МСБ составляет 60-70% занятости, в Армении — только 30%. В этом смысле Армения отстает от Молдовы, Грузии и даже Беларуси. Вот почему ЕС решил начать проект по поддержке МСБ с целью упростить им доступ к финансированию. Второй фактор — зарубежные инвестиции. ЕС является крупнейшим внешним инвестором в Армении, мы верим, что эта среда должна быть улучшена, упразднены политические барьеры, которые мешают инвесторам. Урегулирование карабахского конфликта относится к факторам, воздействующим на инвесторов, но мне кажется, Армения обладает потенциалом. Наша главная цель — убрать барьеры на пути бизнеса, иначе инвесторы в Армению не придут».

Для развития экономики нужны равные условия, государственные закупки должны осуществляться в транспарентном режиме, независимость судебной системы должна быть обеспечена. «Армения на перепутье, и нужно обсудить изменение экономической политики», — подвел итог Свитальски.

Конечно, заявление главы делегации ЕС в Армении, мягко говоря, контрастирует с теми завидными цифрами «свободы бизнеса» и т.д., которые обычно «рисуют» для Армении. Плюс ко всему, напоминают эксперты, действующие, аккредитованные в стране дипломаты очень редко позволяют себе подобные заявления, да еще к тому же «на камеру». И если Свитальски об этом заговорил, значит, ситуация в Армении действительно дошла до предела.

Казалось бы, заявления Карена Карапетяна дают надежду, что власти намерены исправить положение. Однако эксперты отмечают: в реальности планы нового премьера имеют все шансы так и остаться планами. Трудно поверить, что новому премьеру вряд ли в одночасье удастся «сломать» существующую в Армении «диктатуру шпаны», покончить с произволом «челяди олигархов» и т.д.

Во всяком случае, недавно прошедшие в Армении местные выборы, сопровождавшиеся всем привычным «букетом», от криминального насилия по заказу властей до бесстыдных фальсификаций. Плюс ко всему, даже если по мановению волшебной палочки (которой, как признал новый глава правительства, у него нет) все эти проблемы в одночасье исчезнут, на повестке дня остается главный вопрос: а под какие именно проекты Армения может привлечь инвестиции?

Изрядную пищу для размышлений дает здесь беседа Tert.am с директором по развитию Группы компаний «Америя» Тиграном Джрбашяном. Комментируя итоги состоявшегося недавно в Нью-Йорке инвестиционного форума «Армения-2016», Джрбашян отметил: «Армения в международной экономической системе, в центре мировой экономике — в Нью-Йорке впервые попыталась позиционировать себя в качестве моста, в качестве ворот к крупным рынкам, название форума было именно таким — Gates to the major markets (Ворота к крупным рынкам)».

Это, конечно, именно тот случай, когда комментарии излишни. Тем не менее, напомним: Армения, признают это в Ереване или нет, сама находится в зажатом положении. И никакими «воротами к крупным рынкам» служить не может. Границы с Турцией и Азербайджаном остаются блокированными в результате агрессивной политики самой же Армении. Да, она формально входит в Евразийский союз с его огромными рынками, но общей границы ни с одним из членов ЕАЭС не имеет. Нет у нее и надежной сухопутной связи с потенциальными партнерами. Автомобильное сообщение с Россией и с остальными государствами ЕАЭС осуществляется через территорию Грузии и КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе, и эта дорога очень часто оказывается закрытой из-за оползней, селей, камнепадов и т.д. Причем если Грузия может воспользоваться транзитом по территории Азербайджана и Турции, то для Армении эта возможность закрыта.

Так что, если ее и сравнивать с «воротами», то только с Брандербургскими воротами во времена ГДР: прямо за этим известным символом Берлина проходила знаменитая стена. Словом, ворота в никуда. Ставка на «творческую энергию» и т.д. тоже выглядит многообещающей, но лишь на словах. Потому как «рассчитывать на творческий потенциал народа» в стране с зашкаливающей миграцией трудновато: уезжают, как известно, в первую очередь молодые, здоровые, квалифицированные и предприимчивые.

Словом, эти заявления Карена Карапетяна живо напомнили увещевания теперь уже бывшего министра обороны Армении Сейрана Оганяна, который до самых апрельских боев уверял, что армянская армия, дескать, сильна своим уникальным боевым духом. Теперь же в Армении, судя по многим косвенным признакам, взялись «учить матчасть». Во всяком случае, несколько дней назад небезызвестный Самвел Бабаян, командовавший армянскими силами в Карабахе в девяностые, разразился очередным громким заявлением: дескать, сегодня Азербайджан готовится к войне.

«Необходим соответствующий срок, чтобы подготовиться. Я в свое время также об этом говорил: они строят заводы по производству ракет, снарядов, решают вопрос железной дороги. Азербайджан идет на войну — широкомасштабную, длительную, просто мы не хотим это правильно проанализировать», — рассуждал Бабаян в интервью радио «Азатутюн». Потом пояснил: «Дело в том, что, когда Азербайджан строит завод, чтобы производить снаряды или ракеты, это говорит о том, что он не доверяет своим партнерам, которые поставляют их, думая, что, возможно, на каком-то этапе они не поставят их. И, приобретая ракетное и другое оружие, боеприпасы к которому в дальнейшем должны поставляться, он пытается производить их у себя».

Как уверен Бабаян, Азербайджан, — оказывается, не та страна, которая производит оружие, «чтобы торговать им по всему миру». «То есть, когда он подобными шагами движется вперед, это означает, что он готовится к длительной войне. Это мое мнение», — сказал Самвел Бабаян.

Судя по всему, у сего господина никак не укладывается в голове, что если Армении не удалось создать прибыльный ВПК, то это еще не означает, что подобный план не удался Азербайджану. Здесь, конечно, господину Бабаяну надо бы напомнить: до тех пор, пока Армения продолжает оккупацию азербайджанских земель, ей придется жить под «дамокловым мечом» вероятной войны.

Вряд ли имеет смысл напоминать, что урегулирование конфликта невозможно без реальных компромиссов. И президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем интервью агентству Sputnik очертил контуры этих возможных компромиссов: широкая автономия Нагорного Карабаха, возможно даже, превращение его из автономной области в автономную республику.

Но в Армении в ответ устраивают новую истерию. Так, лидер партии «Национальная безопасность», советник «постоянного представительства Нагорного Карабаха» (здесь и далее кавычки наши. — Ред.) в Республике Армения Гарник Исагулян решил внести свою лепту. Сначала он уверенно заявил, что, оказывается, разговоры о территориальных уступках направлены на получение определенными силами политических дивидендов и на то, чтобы вызвать негативные настроения в армянском обществе. «Ни у кого в Карабахе нет подобных настроений, тем более у «властей». Все те работы, которые ведутся по соседству с границей, отнюдь не говорят о том, что народ Карабаха и его «власти» строят все это, чтобы в будущем кому-то отдать», — сказал Исагулян.

Здесь, конечно, по законам жанра, надо было бы сказать что-нибудь про «успехи», но… Исагулян, однако, нашелся. И выложил журналистам главный козырь: оказывается, ярким примером становления «экономики Карабаха» являются, по его словам, ежегодные сельскохозяйственные ярмарки в «Степанакерте».

«Если в первый раз, пять лет назад, на ярмарке было всего несколько десятков павильонов, а выручка составила около 35 миллионов драмов (порядка 73 тысяч долларов), то в этом году — более тысячи павильонов из всех районов Карабаха, а сумма выручки за один день превысила 1 миллиард драмов (больше двух миллионов долларов)», — сказал Исагулян.

Здесь, конечно, самое время поинтересоваться, почему, если все так хорошо, град или заморозки в Ведибасаре, то есть «Араратской долине» в Армении, ввергают весь ее агросектор в состояние глубочайшего кризиса? А на базаре в Ереване с успехом продают лук и помидоры из Турции, которые приходится везти через две таможни, но это все равно остается выгодным?

Судя по всему, у «супероптимистичных» цифр, названных Гарником Исагуляном, может быть два логичных объяснения: или у «советника» просто разгулялась фантазия, да так, что гоголевскому Хлестакову не снилось, или, что куда героятнее, через карабахские «ярмарки» просто отмывают деньги. Весьма бурную деятельность развернул «Голос Армении» — и вряд ли без «отмашки».

Сначала газета старательно уверяет: оказывается, в Азербайджане было «две армянские автономии» — Карабах и Нахчыван. О том, что Нахчыван «армянской автономией» никогда не был, а статус свой получил потому, что территория НАР отделена от остальной территории Азербайджана «зангезурским клином», в Ереване «на минуточку забыли». И с упоением рассуждают о мнимом «геноциде», об «уничтоженных хачкарах» и т.д. После чего делают сногсшибательный вывод: «Предлагаемая Алиевым «автономия» — безусловно, из области фантазий азерпропа и не может рассматриваться серьезно.

С другой стороны, нельзя и дальше обходить вопрос о том, что даже признание Азербайджаном независимости «НКР» с выполнением (допустим) лежащих на столе переговоров остальных предложений — возвращение территорий и беженцев — ни в коей мере не означает устранение угрозы нахиджеванизации «Арцаха».

«Международные гарантии» — такой же блеф, как автономия Карабаха в составе Азербайджана, поскольку в «надежности» этих гарантий уж кому-кому, а нам приходилось убеждаться многократно за последние десятилетия. Именно поэтому на фоне посылаемых Алиевым и посредниками сигналов пора, наконец, определиться: в каких территориальных рамках официальные Ереван и Степанакерт видят признание независимости «Арцаха»?» «В переводе»: освобождать окружающие бывшую НКАО районы в Армении не желают ни при каких условиях.

Только вот после апрельских боев в Армении кое у кого уже начинает шевелиться в душе этакий «червячок страха»: а что, если торг действительно заканчивается? И урегулирования по ереванскому сценарию не будет? И что, если апрельские бои были не последней «пробой сил» в регионе?

Более того, судя по всему, после демонстрации «Искандеров» ожидаемого патриотического угара в Армении не случилось. Так или иначе, на этом фоне премьер-министр Армении Карен Карапетян в своей, скажем так, «программной речи» тоже поспешил заявить: дескать, учитывая нынешние геополитические и угрозы безопасности, Армения должна сохранить в обозримом будущем боеспособную, постоянно совершенствуемую и модернизируемую, пользующуюся доверием и поддержкой общества систему обороны.

Мы не пожалеем усилий для нейтрализации угроз в отношении Армении и Нагорного Карабаха, заявил Карен Карапетян, заверив, что задачей номер один для правительства остаются оборона и безопасность страны. Военные угрозы требуют иметь боеспособную, постоянно совершенствующуюся и модернизирующуюся систему обороны, пользующуюся доверием общества.

«Правительство не пожалеет усилий для создания достаточных военных мощностей и сохранения военного баланса в регионе», — подчеркнул Карапетян, обозначив по сути дела готовность Армении вступить в этакую «гонку вооружений».

Но вот в чем вопрос. «Гонка вооружений» в частности и «боеспособная, постоянно совершенствующаяся и модернизирующаяся система обороны» — это дорогое удовольствие. Да и рассчитывают в Армении не на собственный хиленький бюджет, а на внешнюю, то есть российскую, помощь. Только вот, увы и ах, гонки на буксире можно выиграть только в известном анекдоте. Вопрос только в том, понимают ли это в Ереване.