НУРАНИ, Н.АЛИЕВ
Замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян в очередной раз «попал в новости». В беседе с журналистами второй человек в армянской дипломатии заявил, что, дескать, Турции с ее неприкрытой односторонней позицией нет места в нагорно- карабахском переговорном процессе и ее нужно держать далеко от него.
«Единственное положительное влияние, которое Анкара может иметь в вопросе нагорно-карабахского урегулирования — это открыть границу с Арменией и прекратить поощрение провокационных и деструктивных действий Азербайджана», — говорится в заявлении Кочаряна, размещенном на официальном сайте внешнеполитического ведомства.
Он напомнил, что принятое 14-го октября в Ереване заявление глав государств-участниц ОДКБ относительно урегулирования нагорно-карабахского конфликта выражает поддержку достигнутым в Вене и Санкт-Петербурге договоренностям, направленным на недопущение эскалации ситуации в зоне конфликта, стабилизацию обстановки и создание условий для продвижения мирного процесса.
По словам Кочаряна, исключительно мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта должно быть основано на трех общепризнанных принципах международного права — неприменение силы или угроза применения силы, территориальная целостность государств, равноправие и право народов на самоопределение.
Здесь, наверное, надо бы немного остановиться. И разъяснить высокопоставленному ереванскому дипломату, что «провокационными и деструктивными действиями» занимается в регионе как раз Армения, а не Азербайджан. Причем это касается и продолжения оккупации, и постоянных попыток обострить ситуацию на линии фронта (то ли апрельский урок Армению мало чему научил, то ли российские «Искандеры» на армянском параде слишком сильно воодушевили Ереван).
И что в принятое на саммите ОДКБ заявление по Карабаху азербайджанская позиция — широкая автономия Карабаха в составе Азербайджана — встраивается, а вот армянская — уже нет. Но осознание всех этих тонкостей потребовало бы от Шаварша Кочаряна непосильного умственного напряжения.
Зато куда примечательнее другое. Полемизировал замглавы МИД Армении ни много ни мало с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Который, напомним, заявил журналистам в Ереване, что Турция может сыграть позитивную роль в нагорно- карабахском урегулировании.
«То, что Турция может сыграть позитивную роль, обеспечивая разблокирование Нагорного Карабаха, обеспечивая нормальное экономическое взаимодействие в регионе — это такой важный фактор, который мы всегда учитываем», — цитировал его ТАСС. Сделал Сергей Викторович еще одно заявление, которое вряд ли обрадовало ереванскую публику: «Если вдруг Армения и Турция вернутся к выполнению своих договоренностей без связи с карабахским конфликтом, мы будем только рады. Но наши ощущения, что прогресс в карабахском урегулировании будет ключевым, чтобы армяно-турецкие отношения нормализовались».
«В переводе»: никто не собирается устраивать кампанию «выкручивания рук» Турции и заставлять ее мириться с Арменией на ереванских условиях. И самое страшное, что заявляет все это глава МИД России. Есть от чего прийти в отчаяние. Конечно, Шаварш Кочарян может изобретать успокоительные заявления. Вот и на сей раз он уверял: «Позиция РФ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта выражена данным заявлением, а не извращенной турецким МИД-ом интерпретацией заявления Сергея Лаврова, как это пропагандируется азербайджанскими СМИ» — но в реальности сомнений нет: представители Москвы заявляют совсем не то, что желали бы слышать в Ереване.
Более того, разочаровал Ереван не только Лавров, но и — страшно сказать — Путин. Президент России, напомним, отвечая на вопросы журналистов, является ли ситуация в Нагорном Карабахе приоритетом для ОДКБ. отметил:
«Мы говорили, конечно, и про Карабах, мы говорили про определенное напряжение, возникающее между другими странами, республиками бывшего Советского Союза. И вот что я думаю по этому поводу, я и коллегам об этом сказал: понимаете, скажем, в той же организации НАТО тоже возникают проблемы между странами — членами организации, допустим, между Турцией и Грецией по проблеме Кипра. Что же здесь неизвестного? Очень хорошо известно, годами, если не десятилетиями, длятся такие проблемы, но НАТО разве воюет то с одной, то с другой страной? А для нас даже не важно, входит та или иная страна, бывшая республика СССР, в ОДКБ или не входит. Для нас важно, что мы имеем со всеми этим странами особые, исторически сложившиеся отношения, и они гораздо ближе и глубже, чем просто отношения между странами НАТО. Мы не можем этого не учитывать. ОДКБ создавалась для купирования угроз внешнего характера. Конечно, мы как-то должны реагировать на то, что происходит и рядом с нами, но должны стремиться к тому, чтобы все проблемы, которые достались нам из прошлого, решались мирным путём и на основе компромиссов, именно компромиссов, на которые готовы пойти и одна, и другая сторона. В этом контексте мы обсуждали и карабахскую проблему, и другие».
Проще говоря, не дал гарантий, что Россия на основе ОДКБ готова вступить в войну на стороне Армении. Да тут еще в Армении не на шутку обеспокоились, когда в СМИ замелькали «утечки»: оказывается, в Армению российский «борт номер один» направился через воздушное пространство Азербайджана.
И вот уже ереванская «Лрагир» устраивает этакий «фестиваль конспирологии»: «Самолет президента России Владимира Путина облетел территорию Грузии и прибыл в Армению через Азербайджан. Об этом сообщает армяно- российский портал armrus.info со ссылкой на данные радарных служб. Почему Путин облетел Грузию, не ясно.
Связано ли это с соображениями безопасности, с опасением событий, подобных тем, что случились с малазийским Боингом в небе над Донбассом? Или Путин делает какие-то намеки Армении по вопросу «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.)»? Конечно, здесь самое время уточнить, следует ли отсчитывать позицию России от заявлений, пусть и ласкающих слух, или же, к примеру, от тех самых «Искандеров» на армянском параде.
Тем более что у Владимира Владимировича не так уж редко слова, как бы это помягче выразиться, не до конца отражают реалии. Достаточно вспомнить, как 4 марта 2014 года президент России уверял, что российских войск в Крыму нет, и плана по присоединению этого полуострова у Москвы, дескать, тоже нет. А потом признал: да, «вежливые люди» — это российские военнослужащие.
Точно так же в феврале 2008 года Владимир Путин, отвечая на вопрос, как отреагирует Россия на признание независимости Косова, заявил: «Россия не собирается обезьянничать или действовать зеркально».
А уже в августе последовала агрессия против Грузии и признание «независимости» Абхазии и Южной Осетии. Но в чем не приходится сомневаться, так это в том, что после «крымнаша» и ответных санкций действовать с прежней «свободой рук» Москва уже не может. И старается по мере сил донести это до своего «форпоста».
Плюс ко всему и в самом «форпосте» достаточно тех, кто на фоне действующих против России западных санкций, падении авторитета Москвы на международной арене и т.д. уже готов «бежать с тонущего корабля». Так, ереванская «Лрагир» приводит пространный комментарий местного экономиста Ашота Егиазаряна, посвященный сделанному в Ереване заявлению Сергея Глазьева о том, что Армения может стать центром евразийской интеграции.
«Это как минимум ирония. Что за центр интеграции? Центром должна стать Россия, которой не хватает для этого потенциала. По своей экономической структуре эта страна считается сырьевой и деградирующей. Армения — тем более, мы изолированы, у нас нет общих границ со странами ЕАЭС, мы зависим от импорта, о каком центре можно тут говорить», — достаточно здраво рассуждает Ашот Егиазарян.
Что касается заявлений о впечатляющих достижениях Армении после вступления в ЕАЭС, экономист говорит, что никаких достижений нет. «Если имеется ввиду то, что в Армении в последние месяцы фиксируется определенный прирост на фоне спада в других странах, то это одно дело. Но мы знаем, за счет чего это было достигнуто. Помимо небольших достижений в сельском хозяйстве Армения нарастила внешний долг. И то, что мы оказались перед лицом серьезных экономических и политических проблем, неопровержимый факт, о чем говорит даже премьер», — напоминает Ашот Егиазарян.
«На деле Армения ничего не получила от этого союза. Армения изолирована, она утеряла все перспективы экономического развития и в направлении Запада, и Ирана. Армения несет на себе все риски, которые сейчас есть в России, потому что она по факту стала частью политического, военного и экономического пространства России», сказал Ашот Егиазарян.
Здесь, конечно, можно поинтересоваться, есть ли у Еревана выбор. А еще лучше, припомнить невеселый опыт своей евроинтеграции в 2013 году. Когда выяснилось, что без экономической «подпитки» со стороны России (сегодня она только за счет обнуления пошлин на нефть, газ и алмазы составляет 1 миллиард долларов в год) армянская экономика неминуемо «пустит пузыри».
А вот «форпост» не на шутку обижается. На фасаде только что отстроенной Академии ОДКБ в Ереване был размещен транспарант, на котором был размещен лозунг «Свободная, независимая Армения: Putin PutOut of Armenia», сообщает «Тренд» со ссылкой на радио Свобода. А теперь уже и Шаварш Кочарян пытается дезавуировать Сергея Лаврова. Только вот в Москве не торопятся поднимать вопрос об очередном акте «русофобии», требовать от властей Армении «обуздать экстремистов» и т.д.
А это означает, что «форпосту» в Кремле готовы разрешить не только оскорбительные лозунги, но и, скажем, установку памятника Гарегину Нжде, заместителю командира армянского легиона СС. А значит, позицию России отсчитывать надо не по заявлениям, а по «Искандерам». Из которых вряд ли будут наносить точечный удар по памятнику гитлеровскому пособнику в Ереване.