Асиф Усубалиев, кандидат политических наук ([email protected])
Именно этой теме были посвящены очередные региональные дебаты молодых сотрудников системы Министерства культуры и туризма, которые были проведены в Загатальском районе 14 октября при участии представителей учреждений культуры из всех близлежащих районов Азербайджана.
Возможно, что в преддверии системных реформ, которые ждут Азербайджан в результате конституционных изменений, данная тема покажется не совсем актуальной и интересной. Однако, задачи, которые следует разрешить для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие данной системы, могут быть вполне актуальны и для иных направлений государственной политики.
Эта тема дискуссионного характера, здесь возможны разногласия и наличие противоположных сторон. В этом вопросе, собственно как и во многих других, могут иметь место и субъективные взгляды, как минимум потому, что вопрос касается, в том числе, и творческой сферы человеческой активности. Поэтому любые искусственно создаваемые препятствия могут негативно отразиться как на творческом росте личности, так и на работе самих организаций, что неминуемо скажется и на качестве культурного роста всей страны в целом.
Факт того, что подобные дискуссии инициируются самим государством, а они по инициативе Министерства были проведены Научно-Методическим центром данного ведомства, уже говорит о том, что ведется активный поиск оптимизации работы учреждений культуры.
Следует отметить, что проведение открытых дискуссий, на которых обсуждаются существующие проблемы — это свидетельство прозрачности самой системы. Кроме того, это еще и признак действенности демократических принципов в управлении данной системы.
Определение критериев профессионализма требует не только открытых дискуссий, но и сил, необходимых для того, чтобы признаться в своих недостатках. Тем более, что на данных дебатах дискуссионный вопрос был поставлен следующим образом: «Что мне мешает быть профессионалом своего дела?»
Это вопрос, который требует быть готовым к самокритике. Ведь отчасти наш профессионализм зависит от уровня самоотдачи и умения терпеть, каждый раз, когда вновь и вновь сталкиваешься с новыми проблемами на этом сложно пути профессионального формирования.
Для того, чтобы оценить всю значимость и в тоже время сложность данной дискуссионной темы, должен напомнить, что сотрудник системы культуры — это, пожалуй, представитель одной из наименее социально защищенной профессии среди всех существующих «профессий-бюджетников». Это притом, что задачи, которые стоят перед системой культуры имеют статус, не побоюсь этого слова, государственной значимости и национальной безопасности.
Перечислим лишь некоторые из существующих здесь задач: обеспечение преемственности национальной культуры, обеспечение культурной самоидентификации нации и личности, содействие процессу культурной интеграции и модернизации общества, сохранение и популяризация элементов культурного наследия, содействие процессу формирования позитивного международного имиджа страны, а также формирование эстетического вкуса у подрастающего поколения, что является немаловажным фактором в повышении культурного уровня всего общества.
Кроме того, хочу принципиально обособить и такую функцию данной сферы, как обеспечение целостности единого Азербайджанского народа. В такой стране как Азербайджан, в которой проживают десятки разновидностей национальных меньшинств, обеспечение национального единства имеет стратегическую значимость.
Согласитесь, перечисленные задачи достойны того, чтобы данная сфера деятельности носила статус государственной значимости. Мне было чрезвычайно любопытно, какие причины будут называться молодыми сотрудниками, и что им мешает на пути к личному профессионализму и карьерному росту.
Должен признаться, были опасения того, что в качестве основного препятствия молодые коллеги будут называть низкую заработную плату. Однако, все услышанное меня приятно удивило.
Среди молодых существует четкое понимание того, что «культура» должна сама научиться зарабатывать и должна быть самодостаточной сферой деятельности. В противном случае, живя только на дотациях, сотрудники данной сферы не смогут рассчитывать на высокую оплату своего труда. Притом, что состояние культурной инфраструктуры страны на достаточно хорошем уровне. В инфраструктуре существуют, конечно, «пятна», но это, скорее, результат их двойного подчинения и инерция иррационального планирования советских времен, когда культура ко всему прочему еще и носила функцию социальной защиты населения.
Люди, не нашедшие себе применения в иных сферах, устраивались в учреждения культуры. Иными словами, профессионализм не был обязательным критерием для того, чтобы человек мог устроиться на работу в учреждение культуры.
Почему то считалось, что человеку со средним образованием можно будет доверить процесс формирования у ребенка эстетического вкуса, а также процесс формирования любви к своей культуре, к чтению художественной литературы и т.д. Прошу прощения и ничего личного, но последствия подобного «планирования» и данной кадровой политики очевидны.
Данная проблематика наиболее остро обнаруживает себя именно в регионах нашей страны. Может быть, отсюда и вытекают многие из существующих здесь проблем? Ни один документ и ни одна государственная программа по развитию того или иного направления не сможет исправить последствия халатного отношения сотрудника к своей работе и своим обязательствам.
Конечно, культура и искусство — это весьма консервативные сферы и новшества здесь не всегда адекватно воспринимаются, здесь «ревностно» относятся и на все то, что может называться новым. Однако, если «культура», не сможет научиться быть «привлекательной» для молодежи и не сможет быть самодостаточной сферой, то одних только традиций и административных методов планирования работы будет вовсе недостаточным для полноценной конкуренции с другими направлениями и привлечения к себе талантливой молодежи. Процесс развития культуры должен идти в ногу с общим процессом развития страны.