Политика, Эхо

Карьерный рост азербайджанских чиновников

chinovnik-officialН.АБАСОВ, Э.РУСТАМОВА

Что нужно для карьерного роста в Азербайджане? Многие уверены,  в том, что для этого требуются  хорошие знакомства. Поспорить с этим  суждением трудно.

В интервью Echo.Az вице-президент  Федерации профсоюзов Азербайджана «Хидмят-Иш»  Джамаледдин Исмайлов заявил, что  при повышении должности  государственного служащего стоит учитывать мнение населения.

«Для начала отмечу, что по законодательству  государственные служащие АР должны  регулярно проходить переаттестацию.  К сожалению, эта процедура носит непрозрачный  характер, поэтому об объективности  результатов переаттестации не приходится говорить.  Многие служащие не могут пройти эту  процедуру, но за счет взяток им удается продолжить  профессиональную деятельность в государственных  органах.  На мой взгляд, оценивать  работу чиновников на местах должны рядовые  граждане», — сказал он.

«Например, при повышении  должности сотрудника исполнительной  власти того или иного района помимо  характеристики начальства следует  выяснять отношения населения.  Если большинство  граждан посчитают, что чиновник не достоин  карьерного роста, поскольку уклоняется от  выполнения должностных обязанностей и  на этого человека накопилось большое  количество жалоб от граждан, то вопрос  повышения должности следует отложить до тех  пор, пока не заработает доброе имя.  Необязательно организовывать массовый опрос,  можно ограничиться мнением аксакалов.  Отобранные лица должны максимально  объективно подходить к этому вопросу,» — отметил он.

Исмайлов заметил, что к сожалению, население намного лучше  осведомлено о том, какие государственные  служащие вымогают взятки, чем  правоохранительные органы.

«Именно  поэтому я считаю, что при выборе, например,  кандидатов на должность главы исполнительной  власти на местах следует учитывать  мнение населения», — сказал он.

Между тем, в Таджикистане ежегодно будут выставлять оценки чиновникам,  учитывая мнение населения, публикации в СМИ, аттестацию и т.д. При  этом от полученной оценки будет зависеть дальнейший карьерный  рост госслужащего.

В свою очередь, как заявил Echo.az кандидат  политических наук, директор Научного центра  при Министерстве культуры и туризма  Азербайджана Асиф Усубалиев,  что критерием карьерного роста должны  стать польза или вклад конкретного  сотрудника в развитие отрасли.

«Оценка деятельности чиновника — любопытная инициатива, но извините не  в исполнении Таджикистана. Ничего  личного, но позвольте сказать, что  такие страны не могут быть нам  ориентиром в каких-либо вопросах  государственного строительства.  А если эту оценку ставит другая  государственная организация, то это и  вовсе абсурд и популизм. В таком  случае надеяться на хоть какую-нибудь  объективность даже и не придется.  Знания — это основной фактор  поступления на госслужбу, а критерием  карьерного роста должны стать  польза или вклад конкретного сотрудника в  развитие отрасли.  Прозрачность системы госслужбы также может стать  универсальной моделью для карьерного роста», — сказал он.

«Однако считаю, что на  кардинальные шаги в данном вопросе  государство будет идти только тогда,  когда сформируется прочный запас  профессиональных кадров. В противном  случае ни одна из существующих  систем просто не будет работать.  Естественным  условием для карьерного роста может  стать активная практика ротации кадров. Но  эта система пока еще не нашла у нас  своего развития», — сказал Усубалиев.

Если верить официальным данным,  то среднестатистический азербайджанский чиновник — это мужчина  среднего возраста, который проработал  в коридорах власти более пятнадцати лет, пишет Sputnik.

Численность граждан этой особой категории  на начало года достигла 30,1 тысячи человек.  Если учесть, что в стране насчитывается  полтора миллиона наемных работников, удельный вес  в занятости государственного аппарата  составляет лишь 2% к общему показателю.

Среднемесячная  оплата труда государственных служащих по итогам прошлого года  составила 611,9 маната (395 долларов),  что на 31% выше аналогичного показателя у наемных  работников.  Несмотря на рутину, связанную с  этой работой, в Азербайджане желание стать государственными  чиновниками не ослабевает, и самая многочисленная  их часть проработала на должности  на протяжении от года до пяти лет,  таких 27,9%.

При этом, на сегодня количество государственных  лиц моложе 30 лет составляет 17,9% от  общего числа госчиновников.  Условно вся чиновничья власть в  стране принадлежит менее чем 1,2 тысячи (3,9% от всего числа)  государственных служащих, причисленных к  высшей и третьей категории.  В своей основе чиновничья  власть сосредоточена у госслужащих, причисленных  к 4-7 категориям (75,4%). Они занимают  должности заместителей глав исполнительных  властей, начальников отделов и их заместителей,  старших советников, советников и далее.

На последней ступени государственных чиновников  находится 20,7% служащих, которые занимают  вспомогательные должности. При этом, на начало  текущего года практически каждая десятая  штатная единица азербайджанского чиновничества  остается вакантной, поскольку заполнены лишь 90,7% рабочих мест.