За рубежом, Эхо

Криминальный инцидент с политическим подтекстом

iskander-armeniaНУРАНИ

Планы России по укреплению своего военного присутствия терпят крах. Более того, проблемы возникают даже на территории старых союзников.

Так, неудачей закончилась попытка России восстановить свое влияние на базе Камрань во Вьетнаме. Власти Вьетнама не дадут иностранным государствам разрешения на размещение военных баз на территории страны. Об этом заявил представитель министерства иностранных дел страны Ле Хай Бинь.

«Последовательная политика Вьетнама заключается не в привлечении военных союзников и не в установлении отношений с государствами с целью выступления против какой-либо другой страны», — отметил дипломат.

Как напоминают «Вести» со ссылкой на РИА «Новости», на минувшей неделе замминистра обороны России Николай Панков заявил, что его ведомство прорабатывает вопросы возможного возвращения на Кубу и во Вьетнам, где ранее находились советские (российские) военные базы.

Непредсказуемая ситуация складывается и на территории российского «форпоста» в лице в Армении. Здесь обсуждают очередной криминальный инцидент, который может иметь серьезные политические последствия. При невыясненных обстоятельствах получил множественные ранения военнослужащий-контрактник с российской базы в Гюмри.

По официальной версии, он поссорился с сослуживцами, однако не исключено, что речь идет о серьезном конфликте между личным составом 102-й базы и жителями Гюмри. Ереванские СМИ сообщили об очередном криминальном инциденте с участием военнослужащих 102-й российской базы в Гюмри.

Как передает Panorama.am, военнослужащий-контрактник 102-й российской военной базы в Армении с колото- резаными ранами был доставлен в медицинский центр города Гюмри. Известны и некоторые подробности. 13 октября, в 7:30 по ереванскому времени, из медцентра Гюмри в Мушский отдел полиции города поступило сообщение о том, что с колото-резаными ранами к ним поступил 24-летний гражданин РФ А.Р. Он сообщил полицейским, что ранения получил в тот же день, около 03:00, на перекрестке улиц Ширакаци и Мармарашен в Гюмри во время ссоры с неизвестными.

В пресс-службе отметили также, что получивший ранения гражданин РФ является военнослужащим-контрактником 102-й российской военной базы в Гюмри. Через несколько часов пресс-служба Следственного комитета Армении назвала имя пострадавшего: Александр Руцкой.

«По предварительным данным, Александр Руцкой в ночь с 12 на 13 октября 2016 года участвовал в застолье со своими сослуживцами и в результате возникшей ссоры ему были нанесены телесные повреждения», — сообщила пресс-служба.

После этого пострадавший ранним утром 13 октября был доставлен в медцентр Гюмри, где у него были диагностированы непроникающая колото-резаная рана, ссадины на лице и где с ним побеседовали армянские правоохранители. Следствие продолжается.

Вопросов, конечно, много. Неясно, будет ли у армянских следователей возможность побеседовать с «сослуживцами» Руцкого, с которыми он, судя по всему, выпивал. Непонятно, ведет ли свое расследование командование российской базы. И самое главное, как минимум не исключено, что на самом деле стычка у господина Руцкого случилась не с сослуживцами, а с местными жителями.

Другое дело, что ни командованию базы, ни властям Армении невыгодно раскрывать подробности инцидента, за которым может скрываться разгорающийся конфликт между военнослужащими российской базы, с одной стороны, и жителями Гюмри, с другой.

И даже если выпивал Руцкой со своими сослуживцами и именно от них получил «непроникающую колото-резаную рану и ссадины на лице», причем произошло все не на территории базы, этот инцидент авторитет россиян в глазах местного населения вряд ли повысит.

О том, что обстановка вокруг российской базы накаляется, впервые заговорили после жуткой трагедии в Гюмри в ночь на 12 января 2015 года, когда здесь обнаружили тела убитых членов семьи Аветисян. Шестеро погибли на месте, седьмой — шестимесячный младенец — через несколько дней умер в больнице. Имя подозреваемого назвали сразу: Валерий Пермяков, военнослужащий с российской базы.

«Дело Пермякова» в прессе, в том числе в Echo.az, освещалось весьма подробно. Сам Пермяков (сегодня он уже осужден на пожизненный срок) вины своей не отрицал. Трагический инцидент обсуждали министры обороны и президенты. А в самом Гюмри проходили весьма радикальные митинги, участники которых требовали как минимум выдать Пермякова для суда, как максимум — вывести из Армении российскую базу.

Потом, после «недвусмысленного совета» тогдашнего министра обороны Армении Сейрана Оганяна, митинги прекратились, но вот настроения, судя по всему, остались. Тем более что убийство семьи Аветисян — это самый кровавый, но не единственный криминальный инцидент с участием российских военнослужащих. Как сообщал, в частности, «Кавказский узел», 14 апреля 1999 года двое российских пограничников с автоматами, находясь в нетрезвом состоянии, пришли на рынок в Гюмри. Пытались купить (или получить бесплатно) еще выпивки, повздорили с продавцами. Затем, вернувшись на территорию базы, взяли у одного из военнослужащих автомат, вернулись на рынок и…открыли беспорядочную стрельбу. В результате погибли два человека, еще девять были ранены.

11 июля 2003 года около 00.30 по местному времени на территорию базы попытались проникнуть несколько молодых людей. По свидетельству очевидцев, они встретили сопротивление дежурного по части, возникла перебранка, в итоге которой было применено огнестрельное оружие. В результате убиты жители Гюмри Артур Погосян и Армен Ароян. Еще двое с огнестрельными ранениями доставлены в больницу. После инцидента приказом министра обороны России Сергея Иванова от занимаемой должности был освобожден командир дислоцированной в Гюмри 102-й российской военной базы генерал-майор Александр Титов.

В отчете военного совета Закавказского военного округа отмечалось, что Титов допустил грубые нарушения воинской дисциплины и «не выполнял служебные обязанности».

7 апреля 2013 года близ села Ваграмаберд в Ширакской области Армении на территории российского танкового полигона погибли жители этого села А.Мкртчян, 2001 года рождения, и М.Геворкян, 1997 года рождения. Как напоминала «Лрагир» по горячим следам гибели семьи Аветисян, «дети подорвались на взрывных устройствах, оставленных на полигоне базы после учений.

Армянские политики и гражданские активисты пытались заставить руководство базы хотя бы извиниться». Как продолжала газета, «инцидент произошел и с пограничными войсками России, которые охраняют границы Армении. На глубине 30 км от границы российские солдаты проводили операцию и даже остановили машину депутата Заруи Постанджян. И опять же никто извиняться не стал — командование пограничных войск РФ в Армении перевело дело в обмен письмами с тогда еще спикером парламента Овиком Абрамяном, который сказал, что вопрос исчерпан.

Наконец, через год после гибели семьи Аветисян, 1 февраля нынешнего года, по информации lenta.ru, жительница Гюмри Рузанна Ераносян рассказала, что поздно вечером в дверь ее квартиры «стал ломиться пьяный солдат».

«Он стучал и все время повторял «откройте». Мы вызвали полицию», — сообщила женщина.

Полицейские задержали военнослужащего-контрактника Сергея Судникова, 1990 года рождения, передает портал Panorama.am.

«Он рассказал, что находился в расположенном по соседству доме своего друга, они вместе выпили, затем он решил вернуться к себе домой с улицы Паруйра Севака на такси. Однако было уже позднее время, такси поймать не удалось, и он решил вернуться к другу и переночевать там. Но, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он перепутал квартиру», — сообщил прокурор Ширакской области Армении Раффи Асланян.

Наконец, нельзя не заметить и другого. Инцидент в Гюмри произошел на фоне очередного всплеска антироссийских настроений в Армении, который при помощи «Искандеров» на ереванском параде погасить не удалось.

Более того, очередную «подпитку» для них дали сообщения, что Азербайджан рассматривает вопрос совместного с Россией производства ракет. Посол России в Армении Иван Волынкин попытался успокоить страсти и заявил, что он не располагает информацией, опубликованной в азербайджанских СМИ, о том, что российская сторона осуществит поставки крылатых ракет Азербайджану.

«Я не располагаю такой информацией. Крылатые ракеты -одно, «Искандеры» — совсем другое, не знаю даже, какая связь между ними…У меня нет такой информации»,- отметил он. На замечание о том, что об этом заявляет азербайджанская сторона, Иван Волынкин иронически отметил: «Возможно, что азербайджанской стороне что-то известно, поэтому и заявляет, но мы ничего не знаем об этом».

Посол также сказал, что урегулирование карабахского конфликта возможно исключительно в рамках МГ ОБСЕ, при посредничестве МГ. Пришлось послу комментировать и заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу о том, что Россия является сторонницей урегулирования вопроса на основании принципа территориальной целостности и о возвращении Азербайджану по крайней мере пяти оккупированных районов.

Волынкин повторил знакомую «мантру»: помимо МГ никакая другая структура или государство не могут вмешиваться в урегулирование карабахского вопроса.

«Вопрос будет решен исключительно в рамках МГ ОБСЕ. Насколько мне известно, в конце этого месяца представители стран -сопредседателей посетят регион, поедут в Карабах, Ереван, Баку. Посмотрим, что будет», — отметил посол РФ в Армении.

Но, похоже, только еще больше распалил страсти. На этом фоне рост антироссийских настроений в Армении становится уже очевидным фактом. В том числе, а возможно, в первую очередь это касается Гюмри. А тогда уже инцидент с контрактником Александром Руцким приобретает совершенно иное «прочтение».