НУРАНИ, Н.АЛИЕВ
Карабахские сепаратисты вновь всеми силами пытаются обратить на себя внимание мировой общественности. На сей раз отличилась Ани Саркисян, «пресс-секретарь МИД Нагорного Карабаха». Которая громогласно заявила ереванским журналистам: дескать, «МИД Нагорно-Карабахской Республики» разделяет точку зрения генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда о необходимости выполнения организацией своего мандата и в Нагорном Карабахе и о недопустимости политизации вопроса доступа в Нагорный Карабах.
«Целью Совета Европы является продвижение принципов демократии, прав человека и верховенства закона на всем европейском континенте, и неурегулированность азербайджано-карабахского конфликта не должна служить поводом для игнорирования прав жителей Нагорного Карабаха. Препятствуя посещению представителей Совета Европы в Нагорный Карабах, Азербайджан демонстрирует, в первую очередь, свое неприятие целей и принципов, лежащих в основе этой организации», — глубокомысленно изрекла госпожа Ани Саркисян.
Госпоже Ани Саркисян, конечно, надо бы задуматься, что само существование оккупационного режима, который она представляет, никоим образом не вписывается в принципы демократии, прав человека и верховенства закона.
Не говоря уже о том, что никакого «азербайджано-карабахского конфликта» нет в природе, а имеет место агрессия Армении против Азербайджана. Однако не менее важно другое. Напомним: на открывшейся на днях в Страсбурге сессии ПАСЕ генсек Совета Европы Торбьерн Ягланд, отвечая на вопрос азербайджанского депутата Рафаэля Гусейнова, посетовал, что Совет Европы не имеет никакой информации о правах человека в зоне карабахского конфликта.
«Я всегда придавал большое значение защите прав человека. Но при этом отмечал, что у Совета Европы нет доступа для изучения ситуации с правами людей, которые проживают на этих территориях, что недопустимо. Европейская конвенция также подчеркивает, что каждый человек имеет право выбора»,- заявил Ягланд. И теперь в Ханкенди дружно выступают «в поддержку».
И еще читают лекции, как надлежит поступать в этой ситуации Совету Европы. Начистоту говоря, это заявление Ягланда не делает чести ни ему лично, ни той организации, которую он представляет. МИД Азербайджана уже ответил генсеку СЕ. Без устранения факта оккупации, составляющего фундаментальную основу нагорно-карабахского конфликта, применение механизма мониторинга Совета Европы не может дать какого-либо нужного результата, заявил Trend официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев.
В первую очередь, должен быть устранен препятствующий решению армяно- азербайджанского конфликта факт оккупации и агрессии и обеспечен вывод армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, сказал Гаджиев.
«Хотелось бы напомнить, что согласно 221-й рекомендации ПАСЕ от 2000 года Армения в рамках членства в Совете Европы взяла на себя ответственность в связи с решением конфликта. Совет Европы с целью внесения вклада в урегулирование конфликта должен потребовать от Армении выполнения именно этих обязательств и уважения к нормам и принципам международного права», — сказал официальный представитель МИД.
Но есть тут еще одна сторона вопроса.
Напомним: с похожими формулировками Торбьерн Ягланд уже выступал — на зимней сессии ПАСЕ в январе 2015 года. Тогда «новостью номер один» в регионе была судьба азербайджанских заложников Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева. И в ходе очередного пленарного заседания, как сообщал тогда «Тренд», член азербайджанской делегации Ганира Пашаева напомнила господину Ягланду об азербайджанских заложниках.
Пашаева отметила, что несколько месяцев назад на оккупированных Арменией территориях Азербайджана сепаратистскими армянскими силами были взяты в заложники азербайджанцы Шахбаз Гулиев и Дильгам Аскеров, которые в нарушение всех международных норм подверглись бесчеловечному обращению.
По ее словам, над азербайджанскими заложниками был устроен фальшивый суд, продолжается применение насилия и пыток в их отношении, армянская сторона отказывается освободить их.
«Какие шаги вы как генеральный секретарь можете или планируете предпринять по освобождению данных лиц?», — спросила Пашаева генерального секретаря.
Торбьерн Ягланд тогда признал, что ситуация напряженная. По его словам, данный вопрос связан с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха между Азербайджаном и Арменией. СЕ в решении этого конфликта пока не играл никакой роли, этим вопросом занимается Минская группа ОБСЕ.
Однако в последнем отчете ПАСЕ о положении с правами человека в Европе говорится, что организация не может применять свои инструменты в регионах с замороженными конфликтами. Это является определенной «черной дырой» в вопросе защиты прав человека, признал генсек СЕ. После чего сообщил, что Совет Европы в настоящее время обсуждает, что можно предпринять по данному конкретному конфликту, какой можно внести вклад. Но пока сделать ничего не может.
В Армении тогда поднялась форменная буря. Совет Европы называли «самой коррумпированной организацией», награждали самого Ягланда и ПАСЕ весьма сочными эпитетами. Вскоре в фокусе внимания оказалась уже подготовка двух докладов: боснийского депутата Милицы Маркович «Пограничные регионы Азербайджана намеренно лишают воды» относительно Сарсангского водохранилища, и доклад британского парламентария Роберта Уолтера «Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана».
Оба доклада с момента принятия ПАСЕ решения об их подготовке тут же назвали «антиармянскими«. Докладчиков — и Маркович, и Уолтера — в Армению банально не пустили.
В конце концов, как уже сообщала накануне Echo.az, доклад Уолтера депутаты отклонили, а вот документ, подготовленный Милицей Маркович, был принят — к вящему ужасу Армении. Которую подвергли серьезной критике за отказ сотрудничать с Советом Европы.
При таком послужном списке рассуждения Ани Саркисян звучат, прямо скажем, весьма экзотично. Но тогда…с чего вдруг армянские сепаратисты столь круто изменили позицию? Они настолько наивны, что всерьез рассчитывают произвести благоприятное впечатление на господина Ягланда? Вряд ли.
Куда логичнее предположить другое: по ту сторону линии фронта постепенно начинают осознавать, что Армения более не располагает этакой монополией на симпатии мировой общественности, как это было на ранних стадиях карабахского конфликта. Причем тревожные новости приходят не только с «карабахского», но и с «сирийского» трека.
Так, газета «Голос Армении» сообщила: Европа закрывает двери перед сирийскими армянами, и многие из них приезжают в Армению. Во всяком случае, об этом пишет итальянский журналист Симоне Дзоппелларо в издании «Occhidella Guerra» («Глаза войны»).
«Голос Армении» цитирует статью итальянского журналиста: «Небольшая Армения за пять лет войны в Сирии приняла более 20 тысяч беженцев. Это третья страна в Европе по их приему на душу населения. Большинство из прибывших — армяне и христиане. Многие из них столкнулись с экономическими проблемами страны, где бедность и безработица довольно высоки.
Но Европа закрывает двери, поэтому многие продолжают приезжать в Армению». По мнению Симоне Дзоппелларо, «спустя сто лет после «геноцида» (кавычки наши — Ред.), совершенного турками, на Ближнем Востоке происходит новый геноцид, на который мировое сообщество снова не обращает внимания».
Очевидно, что итальянский журналист Симоне Дзоппелларо упускает из внимания маленькую деталь: из этих 20 тысяч беженцев-армян лишь немногие действительно осели в Армении. А остальные, использовав эту страну в качестве «короткой остановки», попытались перебраться как раз в Европу.
А вот тут наступило разочарование. В армянских кругах не сомневались: если перед беженцами-мусульманами из Сирии европейцы «закрывают двери», то армян, представителей древнего многострадального христианского народа, примут с распростертыми объятиями. Но этого, похоже, не происходит.
А тут дело не только в тревоге за судьбу своих соотечественников. В Армении вдруг осознали: они более не располагают монополией на общественное мнение, и европейские политики не намерены жертвовать всем ради интересов «многострадальных армян». Даже на фоне реальной войны в Сирии. А это уже не «политические проблемы». Это настоящий «европровал«.
Потому как эти самые унаследованные со времен первой мировой войны симпатии и были по сути единственным армянским «активом» в Европе. Теперь, когда и он начал рассыпаться, армянской дипломатии на европейском направлении точно не позавидуешь.
В этих условиях Армении понятным образом не с руки накалять отношения еще и с Советом Европы. Вопрос только в том, что заявления Ани Саркисян вряд ли изменят невыгодные Еревану «тренды».