Точка зрения, Эхо

Мы любим тебя, Варяг!

akeksandr-xakimovА.Хакимов

В последнее время наблюдается небывалый ажиотаж вокруг статей и личности некоего  российского, как его позиционируют, «известного путешественника и блогера». Он посетил  Баку в канун гонок «Формула-1» и написал статью о городе. А буквально на днях побывал  здесь еще раз.

Его материалы полны, в том числе, язвительной критики в отношении многих  негативных явлений, имеющих место в нашем мегаполисе.  Я намеренно не называю его имени-фамилии (еще чего, дополнительную рекламу ему  делать!), и не цитирую избранных мест из его статей (их и так все читали). Не потому что  завидую или чего доброго, боюсь.

Просто на примере этого россиянина я хочу поговорить  обо всех тех, кто приезжает в наш город и пишет статьи такого рода. Поэтому назову-ка я  его обобщенно — Варяг, то есть гость, человек со стороны.

Варяг своими материалами вызвал заметный общественный резонанс. Причем  соседствующий с качкой, настолько сильной, что хочется вывернуть содержимое своего  желудка за борт. Мои соотечественники взахлеб цитируют его статьи, неумеренно  восхищаются им, ставят его в пример. Призывают и меня восхищаться. Более того, мне  чуть ли не предписывается его уважать. Ну, я по натуре человек такой, что кого ни попадя  уважать не стану.

И за что, собственно, я должен уважать Варяга, не говоря уже о том, чтобы любить его?  А пропустим-ка все это через цинично-скептично-аналитический аппарат, этакий гибрид  камнедробилки, сита, фильтра и выжималки, и посмотрим, что останется в сухом остатке!  Начнем с того, что на меня все эти нынешние титулы-шмитулы не производят особого  впечатления.

Я знавал журналистов-путешественников, таких, как Василий Песков, Игорь  Фесуненко, Владимир Овчинников; это были крутые профи, поднявшие планку столь  высоко, что на нее страшно даже смотреть снизу, не говоря уже о том, чтобы преодолеть.

А  сегодня человек может громко именоваться «известным российским путешественником и  блогером» даже в том случае, если он посетил пять-шесть городов и опубликовал в  Интернете десяток статей. (В связи с этим не могу не вспомнить довольно старый анекдот:  «Видите вон того джигита? Это настоящий горский князь!» «Ха! У них в горах любой, кто  имеет хотя бы пять баранов, уже князь!»).  Допустим, однако, что наш Варяг действительно объездил много стран, и не раз он  бороздил океан…

Варяг описал Баку по-всякому. И положительно тоже. Но большей частью  отрицательно. В том числе и ткнул читателей носом в имеющиеся у нас большие кучи  дерьма (городские неурядицы — паршивые дороги, блистательные фасады при  полуразвалившихся задворках, «потемкинские деревни», отвратительную организацию  подготовки к гонкам). Многих наших, особенно дам, это привело в неописуемый восторг: ах-  ах-ах, какой смелый Варяг! Не побоялся сказать правду, рубанул, понимаешь, правду-матку, не то что наши продажные журналисты, которые только и знают, что елей лить да  осанну петь, а критиковать ни-ни, душка не хватает или продажны потому что!

Восхищаться? Нет уж, погожу.  Варяг сказал нам правду, ткнул носом в кучу дерьма… Простите, а без него вы что — об  этих кучах дерьма не знали? Он вам что, глаза открыл? Скорее, он открыл Америку. И  потом, у нас тут и своих критиков и правдорубов хватает. Причем не только диванных, а  самых что ни на есть настоящих. Таких, что кое-кто из них на нарах парится, а кому и цветы  на могилку носят…

Но ими почему-то восхищаются не в пример меньше.  И потом — хорошо Варягу! Он приехал, рубанул правду-матку, сорвал шквал аплодисментов  (и бабло), укрепил свой имидж и покатил себе дальше, рубить уже в других городах и  странах. А нам-то тут жить. Вот ежели б он принял гражданство нашей страны, пожил тут  лет пяток и тогда начал критиковать и тыкать — я бы еще подумал, уважать его или нет…  Что ж, возможно, славу Варягу раздувает наша оппозиция?

Сообразно простенькому  мотиву: мол, вот вы, власти, не очень-то прислушиваетесь к критике своих граждан, так тут  критикует человек со стороны, человек незаинтересованный… Варяг, одним словом…  всемирно известный путешественник и блогер… так может, хоть его слова будут иметь для  вас хоть какой-то вес?

Еще один нюанс: описания «ужасов нашего городка» закрепляются в подкорке читателей и  вызывают у него подспудное ощущение того, что Баку — самый плохой город, и  Азербайджан — самая плохая страна, в плане дерьмовости аналогов в мире не имеющая.  Ну, то, что находятся любители это внушать — меня нисколько не удивляет. Удивляет то,  что находится много любителей этому внимать, да еще и относиться к хулителю с  уважением и даже обожанием… Ей-Богу, мне непонятна эта смесь социального мазохизма с  бытовым «стокгольмским синдромом»!

Чего вы так торопитесь признать, что мы — дерьмо, и  что Варяг-дерьмомет — образец мужества и правдивости? Чего вы так спешите одобрять  унижение собственной страны и собственного города?  Да, у Баку есть свой фасад и свои задворки; но они есть у любого другого города в мире!  Да, в Баку загораживают-перегораживают улицы на время автогонок и создают проблемы  для транспорта и пешеходов; но то же самое происходит, например, в Монако!

Да, на улицах  Баку можно увидеть горы мусора; но гораздо большее количество мусора, упакованного в  мешки, можно увидеть и на парижских улицах, а в Риме, коли бастуют мусорщики,  зловонные мешки громоздятся кучами аж до второго этажа!  Да, в Баку встречаются хамы, но пройдитесь вечерком по южному Бронксу — еще и не такое  там встретите… Конечно, все это не может служить оправданием (мол, «у них в Англии не  хуже нашего воруют», по словам Жеглова), но поймите одно: мы ведь не хуже и не лучше  других мегаполисов мира, мы такие же, как они, но недостатки предлагается замечать  только у нас, чтобы лишний раз уязвить.

Да еще чтобы мы и стонали при этом: «Да, мы  полное дерьмо… Стегай нас, Варяг, стегай сильнее… о, йа, йа, дас ист фантастиш!!!»  Тьфу.  А попробуй сказать об этом — тут же на защиту Варяга взметнутся многочисленные  обожатели, в том числе и люди весьма известные и уважаемые: «Он ведь это не со зла,  Варяг-то, он ведь это любя!» Так ведь и садист унижает и истязает свою жертву любя, а не  со зла, просто любовь у него странноватая…  В итоге глянешь на все трезвым, аналитическим взором, и становится ясно: уважать Варяга  следует только за то, что он Варяг. И более не за что.

То есть кто-то делает ему, залетному,  рекламу. Из каких побуждений — это уже другой вопрос. Вот и весь бином Ньютона.  Импортное — значит хорошее.  Но готовность немалой части нашего народа предаваться самоуничижению — нет, это мне  решительно непонятно. Не понимаю и не приемлю.

Сейчас меня спросят: что же, закрывать глаза на имеющиеся недостатки? Жить по  принципу «все хорошо, прекрасная маркиза»? Да нет же. Их следует замечать, их следует  критиковать, с ними следует бороться. Но самим, не опираясь на мнение заезжих варягов.  Это наши проблемы. И справляться с ними следует нам. И, желательно без наручников,  кляпов, намордников и плеток…

P.S. Стокгольмский синдром — термин популярной психологии, описывающий защитно-  бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию,  возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения или применения  (или угрозы применения) насилия. Под воздействием сильного шока заложники начинают  сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия, и в конечном счете  отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для  достижения «общей» цели. Бытовой стокгольмский синдром, возникающий в доминантных  семейно-бытовых отношениях, является второй наиболее известной разновидностью  стокгольмского синдрома.

Мазохизм — склонность получать удовольствие, испытывая унижение, насилие или  мучения. Может быть чертой характера или девиацией в поведении.