Культура и Общество, Эхо

Ильгар Джафаров: «В фотографии не ищу конкурентов»

ilgar-jafarovИ.АСАДОВА

Ильгар Джафаров один из тех немногочисленных мастеров, кто вынес понятие «азербайджанская фотография» на мировой уровень. Он — фотограф в буквальном значении этого слова, человек, облагораживающий искусство, которое он несет своим ежедневным трудом.

Заслуженный деятель культуры Азербайджана, обладатель престижнейших наград и международных призов, о чем он никогда не расскажет собеседнику сам, поскольку является человеком на редкость тонким и скромным. Об Ильгаре говорят его шедевры, и сегодня в мире отечественной фотографии равных ему нет.

— Ваше имя вошло в список лучших фотографов мира мирового справочника «Who’s Who in Photography 2015», вы побеждаете в самых престижных конкурсах, включая знаменитый Nikon Photo Contest, но все, кто вас знает, отзываются о вас как о невероятном простом и скромном человеке. Как бы вы сами раскрыли формулу своего «Я»?

— Родился я в поселке Аз.НИХИ (Азербайджанский Научно-исследовательский институт хлопководства) близ города Гянджа. Родители были учеными в области хлопководства. Не раз приходилось наблюдать за их нелегким трудом. Большую роль в формировании и воспитании человека помимо семьи играет и место его рождения, окружение, друзья, школа. Потому благодарен своим родителям, учителям, друзьям детства и жителям родного поселка, где все с уважением относились друг к другу. Так что в том, что меня знают и отзываются как о простом и скромном человеке их заслуга неоспорима. Та атмосфера сформировала таким не только меня, но и многих, кто жил, учился и работал в нашем поселке.

В сказочный мир фотографии я вступил в 10 лет, когда на день рождения отец подарил мне фотоаппарат Смена-8. Советами и практической помощью родственников и соседей, которые любительски занимались фотографией, я учился снимать, проявлять и печатать свои фотографии. Весь этот процесс был настолько увлекательным, что приносил радость, когда в конечном итоге на бумагу печатал что-то интересное, увиденное из окружающей жизни.

Эти навыки очень помогли и послужили своего рода фундаментом, когда в 1990 году, по окончании факультета фотожурналистики при Фотоцентре Союза Журналистов СССР в Москве, я был принят на работу в Главную редакцию фотоинформации Азеринформа (ныне АзерТадж). Не сказал бы, что я единственный азербайджанец, побеждающий на международных конкурсах. Были победы и до меня, уверен, что будут и после меня. Тем более, в век цифровой фотографии, когда этот процесс стал намного доступнее по сравнению с пленочной фотографией, и в эту профессию пришло очень много желающих. Да и победы в международных конкурсах — это не сиюминутный результат. Видимо годы работы послужили успеху, и 2015 год стал для меня самым результативным.

— Может ли мастер вашего уровня полагаться в творчестве, в том числе конкурсах, на интуицию?

— Фотография состоит из многих жанров. Фотограф в основном старается снимать в тех жанрах, которые ему нравятся, получаются лучше и приносят результат. Я очень люблю снимать действия, где в кадре люди, показывать их характеры, выражения, будь в спорте, уличной съемке или съемках различных мероприятий. Ведь за фотографией чувствуется и почерк фотографа и отношение его к объекту съемки. Да, интуиция тоже порой срабатывает. И больше всего в тех съемках, которые приходится снимать не раз. Со временем начинаешь лучше понимать и глубже вникать в суть происходящего.

— Что вы чувствуете, когда ваши фотографии побеждают?

— Прежде всего, чувство радости. Победа прибавляет уверенность в том, что путь, по которому я следую, верный, раз это находит подтверждение в оценках жюри в разных странах мира. А если что-то не так оценивается, то не расстраиваюсь, а стараюсь увидеть и понять причину. Кроме себя никого и никогда не виню. В фотографии не ищу конкурентов. Понимаю, что это борьба с самим собой, а итог прямо пропорционален вложенному труду.

— Это банальный вопрос, но ваш ответ был бы интересен — какой из своих наград вы гордитесь больше всего?

— Честно говоря, все международные награды, завоеванные в разных странах мира, а их за последние два года 15, очень дороги для меня. Но золотая медаль 7-го Ташкентского Международного Фотобиеннале 2014 года за серию документальных фотографий «Крик души, или несостоявшееся детство» особенно дорога мне тем, что награды удостоились работы, снятые 22 года назад во время войны в Карабахе. Хотя некоторые из них и в те годы находили отражение в фотоновостях мировых информационных агентств.

— А недавно ваша богатая творческая коллекция пополнилась «олимпийским» репортажем из Рио. Я намерено сказала «творческая коллекция», т.к. вам удается создавать настоящее искусство из спортивной фотографии. Вы называете это «даром от Бога» или «выработанной привычкой»?

— Благодарю вас за столь высокую оценку. Видимо, это от любви к спорту и спортивной фотографии в целом. Сколько себя помню, с детства постоянно играл в футбол. К сожалению, сейчас не нахожу для этого времени. В далекие студенческие годы даже специально поехал из Гянджи в Тбилиси, где местная команда «Динамо» в товарищеском матче встречалась со сборной СССР. И как ни странно, мне удалось снять прославленных игроков с близкого расстояния на свой фотоаппарат ФЭД-3, когда они сходили командой со своих автобусов и следовали в раздевалку. Снимал в Москве и друга детства, который в составе сборной Союза участвовал на международном турнире по боксу в спорткомплексе «Олимпийский».

Так что, любовь к спорту у меня с юных лет. В Рио мне удалось сделать не только олимпийский, но и паралимпийский репортаж. Это мои первые летние Олимпийские Игры. В 2014 году был на зимней Олимпиаде в Сочи. А на Паралимпийских играх я снимаю с 2004 года и это была моя четвертая Паралимпиада. «Фотографически» охватить всю Олимпиаду, когда едешь с представительной делегацией из страны, физически невозможно. Но очень старался по возможности снять и другие виды спорта. Не знаю, правильно ли назвать «даром от Бога», но есть фотографии, в которых точно чувствую Божескую помощь.

— И все же, чем стали знаменательны прошедшая Олимпиада, а также Паралимпийские игры лично для вас?

— Знаменательна тем, что это была Олимпиада, впервые проходящая в Южной Америке, впервые проходящая в Бразилии и моя первая летняя Олимпиада. Бразильцы — приветливый и доброжелательный народ. Зрители на трибунах поддерживали как свою команду, так и команду соперников. В итоге аплодировали и победителям, и проигравшим. Эти соревнования не только для спортсменов, но и для фотографов. Стараешься не упустить самые яркие и интересные моменты, тем самым пополнить свой архив бесценными фотографиями, моментами спортивных состязаний, где есть и накал борьбы, и воля к победе, и характер, и эмоции, и радость побед, и горечь неудач.

— Наблюдая за решающими и волнительными спортивными событиями сквозь объектив своей камеры, позволяете ли вы себе быть «болельщиком» или все эмоции и чувства откладываются на «потом»?

— Быть болельщиком в спорте и одновременно фотографировать, значит точно в порыве эмоций упустить самые яркие моменты. Стараюсь быть нейтральным наблюдателем. Наблюдательность, я бы сказал, самое главное качество фотографа, задача которого запечатлеть лучшие моменты в спорте, происходящие в тысячные доли секунды.

— А кто из современных мировых мэтров фотоискусства вызывает у вас уважение, и быть может, удивление?

— Если говорить о мировых метрах фотоискусства, то это прежде всего Анри Картье- Брессон, Ансел Адамс, Йозеф Судек, Хельмут Ньютон и многие другие. А в спортивной фотографии Игорь Уткин, который всю свою жизнь посвятил съемке спорта. Его работы вызывают у меня и уважение и восхищение.

— Многие ждут вашу новую персональную выставку в Баку. Какой теме вы бы ее хотели посвятить?

— В Баку проходили мои персональные фотовыставки, посвященные Карабахской войне и горькой судьбе беженцев, а также выставки о Паралимпийских Играх. Персональная выставка — это прежде всего большая ответственность и своеобразный отчет пройденного пути фотографа. Не ограничивая себя определенными жанрами фотографии, снимаю все, что ближе мне, и что на мой взгляд получается лучше. Какая тема будет главной в моей следующей выставке, сейчас сказать затрудняюсь. Но, наверное, костяк все же будет состоять из спортивной фотографии.

— И последний вопрос — что способно увлечь вас, помимо фотографии?

— Увлечь? Сама жизнь… Хотя фотография и есть образ жизни.