Нурани
Читатели из числа тех, «кому за…», наверняка помнят едкие и хлесткие карикатуры из журнала «Крокодил» — самого, пожалуй, популярного сатирического издания в годы существования СССР. Где одной из главных мишеней был американский империализм с его пресловутой «дипломатией канонерок».
Канонерки, или канонерские лодки, были основной ударной силой американского флота на рубеже XIX-XX веков и активно применялись Вашингтоном и на Дальнем Востоке, и в Латинской Америке. Сегодня на смену канонеркам пришли авианосцы, но выражение осталось. А теперь, похоже, «дипломатию канонерок» осваивает Кремль.
Правда, с учетом географии, в исполнении Москвы ее скорее можно назвать «дипломатией «Искандеров»». Сначала эти оперативно-тактические ракетные комплексы появились в оккупированном украинском Крыму. Затем их торжественно провезли по площади Республики в Ереване. Теперь вот ОТРК размещены в российском анклаве на Балтике — в Калининграде.
Только вот теперь, скажем так, изменилось освещение этих ОТРК в СМИ. Еще недавно «Искандеры» представляли как этакое «чудо-оружие«, ракеты, недоступные для перехвата, способные нести ядерные боеголовки и нейтрализовать любую систему ПРО. Теперь же официальная «трескотня» явно делает шаг назад.
Оказывается, теоретически «Искандеры» могут нести ядерные боеголовки, но пока что существуют только в неядерном варианте. А без ядерного оружия они — улучшенный вариант высокоточных ракет «Точка», которые теперь снимаются с вооружения и заменяются новым образцом — теми же «Искандерами». Да тут еще знающие люди пояснили: запас этих самых ракет у «Искандеров» весьма ограничен.
Словом, это не то оружие, с которым можно добиться решающего перевеса, неважно, идет ли речь о противостоянии Россия-НАТО на Балтике или Армения-Азербайджан в Карабахе. Но тогда…что же в «сухом остатке»? С какой целью «Искандеры» старательно «проталкивали» и «проталкивают» в новости, будь то «крымский», «балтийский» или «южнокавказский» трек? А вот тут и начинается самое неприятное для Москвы.
Размещение «Искандеров» с самого начала было политическим шагом, этакой «игрой на устрашение» — и «на обострение», разумеется. И вряд ли в Москве рассчитывали только продемонстрировать серьезность собственных намерений. Судя по многим косвенным признакам, российские стратеги всерьез рассчитывали, как некогда изящно выразился глава МИД РФ Сергей Лавров, «взять на понт» своих визави.
«Искандеры» в оккупированном украинском Крыму должны были испугать Украину, а заодно — всех ее западных союзников: вот, глядите, мы разместили здесь самое свое грозное оружие, только попробуйте помешать нам размахивать георгиевскими ленточками на главной площади Севастополя!
«Искандеры» в Армении адресовались прежде всего Турции, которая, по мнению Москвы, ведет совсем не ту политику в Сирии, которая нужна Кремлю (последние переговоры Путина и Эрдогана по Сирии, судя по всему, оказались далеко не такими успешными, как это рисовала вначале российская пресса), и в не меньшей степени — Азербайджану. Этакий запоздалый ответ на беспилотники Harop в дни апрельских боев.
И уж тем более известен адресат на Балтике — все те же, как выражаются в России, «младонатовцы«, то есть бывшие сателлиты Москвы, посмевшие сделать свой самостоятельный политический выбор. А заодно — страны «старой Европы». Судя по всему, от Турции ждали свертывания своей военной операции в Сирии (связей Москва-Асад-РКК никто не отменял), от Азербайджана — отказа от планов независимого газового экспорта и серьезных уступок в Карабахе «любимому форпосту» России в лице Армении, на «западном направлении» — снятие санкций с РФ и сокращение военного присутствия НАТО на территории своих новых членов…
Только вот, как бы это помягче выразиться, результат оказался совсем не таким, на который рассчитывала Москва. Доставка в Алеппо гуманитарной помощи — вряд ли признак серьезного потепления отношений. Разногласия по Сирии, подчеркивают многие эксперты, остаются. Да и вероломство Москвы в Анкаре не скоро забудут. Тем более не заметно корректировки позиций в Азербайджане, где «Искандеры» не вызвали никакой паники. Нет паники и в НАТО. Где констатировали, что уже давно наблюдают подобное поведение России.
Словом, единственным осязаемым результатом «дипломатии «Искандеров»» может оказаться то, что Россия сделала еще один шаг к имиджу окончательного изгоя. Которого опасаются, но не боятся — почувствуйте разницу. А «дипломатия «Искандеров»» вызвала не страх, а противодействие. Причем это противодействие будет нарастать на всех фронтах и направлениях, пусть даже грядущие ответные меры не озвучиваются вслух и «на камеру».
В современном мире уже по первым штрихам можно понять, испугались твои визави или как раз наоборот. Тем более если твои партнеры играют уже по другим правилам и принимают во внимание не только «Искандеры», но и общий расклад сил. Так что теперь Москве придется постигать, что «силовые рычаги» на мировой арене, неважно, канонерки, авианосцы или «Искандеры», тоже надо уметь применять.
Знать, где, когда, против кого, и самое главное, заранее просчитать, что получится в ответ: «стоять-бояться» или ответный ход, продиктованный вовсе не страхом, а хладнокровным расчетом с четким пониманием реальной расстановки сил на мировой арене. Где Северная Корея, хоть и с ядерной бомбой и ракетами «Тэпходон«, явно не самая влиятельная и уважаемая страна.
А в том же «Крокодиле» в далекие семидесятые годы, когда в СССР только начали входить в научно-промышленный быт ЭВМ — «электронно-вычислительные машины», занимавшие тогда целую комнату, на его обложке появился рисунок: вход в такой «машинный зал», и девушка в белом халате преграждает дорогу субъекту в телогрейке и кепке с классическим красным носом и набором инструментов в авоське, который тянет свой рефрен: «Лужу, паяю, ЭВМ починяю»…Что поделать: эпохи меняются, и старые инструменты, да еще в руках таких субъектов, в современном мире выходят из моды. И кто же мог подумать, что это касается не только канонерок, но и современных высокоточных ракет…