Асиф Усубалиев, кандидат политических наук ([email protected])
Следует признаться, что толерантность — одна из самых излюбленных в Азербайджане тем, обсуждаемых как в профессиональной среде, так и в обществе среди простых обывателей.
Благодаря политике главы государства «Азербайджанская толерантность» стала международной общественностью восприниматься в качестве универсальной модели для всего мира.
Более того, данный факт является предметом политических признаний видных государственных деятелей Европы и мира в целом. Такого рода признания неоднократно озвучивались во время проведенных в нашей стране глобальных по значимости международных мероприятий.
К числу которых, в первую очередь, следует отнести Бакинский Гуманитарный Форум, Всемирный Форум по Межкультурному Диалогу и десятки иных мероприятий, по праву ставшими знаковыми событиями для всей современной системы международных отношений.
В данном контексте хотелось обозначить одну любопытную практику, а именно региональные дебаты молодых сотрудников системы министерства культуры и туризма. Отмечу, что серия дебатов организуются по инициативе Научного центра по культуроведению данного министерства.
Так на очередных дебатах, которые отмечу, были организованы в Джалилабадском районе, участвовали более ста молодых сотрудников культуры из четырех близлежащих Джалилабаду районов республики. Основная тема, которая была представлена на обсуждение во время дебатов, называлась: «Что для меня является толерантностью?».
Согласитесь, весьма любопытно, о чем думает молодой человек, когда говорит о толерантности? Это вдвойне интереснее, если идет речь о молодом сотруднике культуры, ведь именно учреждения культуры как раз и должны стать идеологическим очагом сохранения традиций, в том числе традиций толерантности.
Мне самому посчастливилось участвовать на этих дебатах. Должен признаться — впечатления, полученные от услышанного, неоднозначного характера. Более того, на практике убедился в том, что в данном направлении работа должна проводиться систематически, а не в виде одноразовых акций.
Попытаюсь поделиться некоторыми своими впечатлениями и отметить несколько знаковых моментов, которые говорят о содержании представлений наших молодых сотрудников применительно к такому социокультурному явлению как толерантность. Прежде всего, радуют знания молодых сотрудников культуры применительно к истории нашей страны.
Радует также и их понимание того, что любовь к своей родине — это сила, которая позволяет бороться с трудностями. Наличие патриотических нот в характере молодого человека, а тем более, человека, который работает в культуре, дарит надежду на будущее и в очередной раз позволяет убедиться в том, что культура — цементирующая основа национальной идеологии. Слушая их искренние дебаты применительно к содержанию «Азербайджанской толерантности», в очередной раз понимаешь, что здесь нет ни процента политики.
Толерантность — это исторический опыт азербайджанского народа, это неотъемлемое качество народов, испокон веков проживающих на территории нашей страны. Собственно говоря, именно на данный фактор неоднократно указывал в своих выступлениях и сам глава республики Ильхам Алиев. Рискну предположить, что естественность и традиционность азербайджанской толерантности, является причиной того, что ее воспринимают в качестве универсальной модели толерантности и активно разделяет мировая общественность.
При этом указывая на то, что данная модель по праву может стать рамочной моделью толерантности для всей системы современных международных отношений.
В то же время дух патриотизма, желание восстановить историческую справедливость и готовность силовым методом вернуть оккупированные территории, толкали молодых на живые дискуссии применительно к такому вопросу как: «а имеем ли мы право и дальше продолжать терпеть, в то время, когда официальный Ереван уже в течении долгих лет игнорирует международное право и не выполняет своих обязательств?».
Прошу прощения, но такая позиция имеет право на жизнь. Нельзя запретить молодому человеку быть активным патриотом своей Родины, а тем более запретить ему желать воевать за страну, в которую он верит и с которой связывает свое будущее. Вот именно здесь и проходит линия соприкосновения двух позиций.
Интересно то, что нельзя игнорировать ни один из существующих взглядов. Мне было любопытно также и то, к каким выводам придут наши молодые менеджеры культуры. Ведь именно учреждения культуры как раз и являются или, по меньшей мере, призваны быть одним из основных идеологических очагов формирования патриотизма. Отчасти от их взглядов на те или иные вопросы и зависит содержание конкретных социальных стереотипов.
Знание своей культуры и знание своей истории как раз и являются фундаментальными основами патриотизма. Того патриотизма, который будет незаменимым качеством, когда глава государства и верховный главнокомандующий страны Ильхам Алиев примет решение о начале полномасштабных боевых действий.
Здесь должен отметить, что меня искренне обрадовало наличие понимания у молодых сотрудников того, что учреждения культуры могут и должны стать источником формирования патриотического духа у молодого и подрастающего поколения Азербайджанцев.
Ведь данное видение и такой подход будет служить тому, чтобы со временем сформировался новый образ и новый имидж учреждений культуры. Это необходимо как минимум для того, чтобы обособить политическую значимость самой культуры в системе общественных отношений.