Теймур АТАЕВ, политолог ([email protected])
Во время визита в Азербайджан в первые дни текущего октября Папа Римский Франциск очень интересно построил свои выступления. Как известно, он провел мессу в Католическом храме и выступил перед общественностью.
Но озвученные им мысли не были разрозненны и несли единую линию, дополняя друг друга. Т. е. сказанное Папой не подгонялось под конкретную аудиторию. И эта тонкость придает особую окраску произнесенному им. Остановившись на сотрясающей сегодня планету трагедии «многочисленных конфликтов», вытекающих в т. ч. «из отрицания прав слабых слоев», глава мировых католиков высказался за необходимость «развивать культуру мира», основанную на осознании отсутствия «реальной альтернативы поиску взаимоприемлемых решений с помощью переговоров».
Подчеркнув свою влюбленность «в многообразие и богатство» азербайджанской культуры и обратив внимание на присущий обществу мультикультурализм, Папа Франциск актуализировал создание «гармонии между различиями», на основе которой высвечивается возможность «реализовывать свои идеи и мысли, не нарушая прав людей, рассуждающих иначе». По словам Папы, «любая религия может только исключать насильственное навязывание своих мыслей и злоупотребление именем Всевышнего с целью узаконивания диктата».
Истинная привязанность к религиозным ценностям «полностью противоречит попытке, пользуясь священным именем Всевышнего, силой навязывать другим свои взгляды». В контексте сказанного, Папа Франциск высветил значимость веры в Бога, являющейся подлинным источником, побуждающим ко взаимопониманию, уважению и взаимопомощи, служащих «общему благосостоянию общества» (president.az).
Господь слышит наши молитвы, мольбы, желания, нередко заключающиеся в обращении к Создателю с просьбой «немедленно изменить мир и других людей» — во имя «восстановления справедливости, нарушенной человеческими насилием, ссорами и распрями». Но Всевышний не всегда «вмешивается в ситуацию напрямую, резко или с проявлением силы».
Напротив, «Он призывает к терпению и надежде», являющимся показателем веры. Папа Франциск трактует данное положение дел таким образом, что вера должна идти рядом со служением, т. е. действиями человека. Ну а «Бог действует вместе с нами», намереваясь «исцелить сердце каждого», т. е. Господь «изменяет мир, преображая наши сердца», что не может осуществиться «без нашего участия».
Говоря иными словами, Творец «желает открытия нами дверей своих сердец, чтобы войти в нашу жизнь», т. к. «встречаясь с раскрытым для Него и доверяющим Ему сердцем, Он может творить чудеса». Другое дело, что нередко «служение становится не средством» приближения к Богу, а «целью» приобретения мирских благ — «престижа, подводящего к желанию обладания властью». Это вполне объяснимо, т. к. на пути к Богу раскинуто немало соблазнов, уводящих «от пути служения».
Но в случае следования этой дорогой человек живет лишь для достижения «собственного удобства, которого никогда не становится достаточно». Потому в таком случае индивидуум, «никогда не удовлетворяясь приобретаемым», почувствует «посредственное содержание собственной жизни», потеряв интерес к ней. Здесь Папа употребляет очень красивое выражение — «живая вера» (иметь которую «не так просто»).
Это — не «сходящая с небес волшебная сила», не «предоставляемый раз и навсегда талант» и не «особая сила для решения жизненных проблем». Живую веру «не следует путать с благополучием или хорошим самочувствием», ибо она, прежде всего, «золотая нить, связывающая нас с Господом», ощущение «радости соединения с Ним», «Божий дар, приносящий плоды».
Но мы можем пользоваться этими плодами «лишь в случае соблюдения нами правил», а именно, нашего служения Богу, без чего вера «не созреет и не окрепнет». Тем самым, вера и деяния, будучи «переплетены друг с другом, не могут стать раздельными». По Папе Франциску, важнейший нюанс тут проявляется в том, что Господь «любит нас значительно сильнее, чем мы можем представить себе или заслуживаем того». Значит, в основе исполнения нами предписанного и осуществлении положительных деяний не должны находиться «личная выгода и меркантильный расчет».
А это означает, что наши вера и служение должны стать «образом жизни» — через «поклонение и молитву», любовь «к ближнему, практические дела и реальную деятельность во имя общего блага» (en.radiovaticana.va).
Безусловно, сказанное Папой Римским созвучно откровениям Корана. Но разве все мы, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, живем в соответствие с Божественными предписаниями? Да, пытаемся, нередко искренне стремимся, но…столько всяческих Но…