Это интересно, Эхо

Наш мир — в цвете и без него

mineralsО.БУЛАНОВА

Человеку (по сравнению со многими животными и птицами) повезло: он видит мир в  цвете. Творческий человек с самого зарождения цивилизации пытался этот цветной мир  как-то изобразить: сначала на стенах пещеры, на скалах, потом на папирусе, бумаге,  холсте… А чем он это делал? Конечно, красками.

В целом, краски можно определить как совокупность веществ, предназначенных для  изменения цвета предмета. Еще в первобытные времена взор наших далеких предков  притягивали яркие минералы. Человек догадался растирать их в порошок и, добавляя  некоторые элементы, получать первые в истории краски. Также шла в ход цветная глина.  Чем больше развивались люди, тем больше становилась их потребность запечатлеть  окружающий мир и изменить в лучшую сторону свою среду.

Считается, что самым  древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом  живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.  В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры.  Название это имеет греческие корни. Для светлых оттенков использовали чистое  вещество, для получения более темных добавляли в смесь черный древесный уголь. Все  твердые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями.  Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах.

Такие краски хорошо  ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с  воздухом. Получаемое покрытие было очень прочным и стойким к разрушительным  воздействиям окружающей среды и времени. Именно поэтому и сохранилось до наших  дней.  Для наскальной росписи использовалась преимущественно желтая охра. Красноватые  оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Историки считают, что именно эти обряды дали современное название минералу красный  железняк — гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придает  минералу безводная окись железа.  Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства  красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь — ртутный минерал,  придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних  ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.  Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной  (фиолетово-красной) краски.

Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом  добавляли в стандартный состав красящих веществ.  Для создания белой краски с древнейших времен люди использовали известь, которая  является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и  мрамора. Такая краска была одной из самых дешевых и простых в изготовлении. Кроме  того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.  Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времен расцвета египетской  цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок — ляпис-лазурь, натуральный  ультрамарин.

Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели.  Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под  названием лазурит. Лазурит в Древнем Египте был очень дорогим. Чаще всего бесценную  краску применяли для изображения священного символа египтян — жука-скарабея.  А вот благодаря китайской цивилизации человечество узнало акварель. (Название от  латинского слова aqua, что означает «вода», родилось уже позже, во Франции.) В  состав акварельных красок входят мелко растертый пигмент и легко растворимые в воде  клеи растительного происхождения — гуммиарабик и декстрин. Мед, сахар и глицерин  удерживают влагу, выступая связующими веществами и не позволяя краскам быстро  сохнуть.

Кстати, связующими веществами выступали в разные времена еще и масло, мука,  животный клей, казеин, яичный желток… Именно из-за этих составляющих акварельные  краски имеют различную густоту и даже вкус. Наверное, именно поэтому мы так любили  в детстве облизывать, а не ополаскивать кисточку после рисования акварелью — она  зачастую была сладкая на вкус: в поздние времена акварель чаще всего делалась на меду.  Правда, не все краски можно было облизывать без риска для здоровья, ведь в состав  акварельных красок входят различные красящие пигменты — уголь, глина, малахит и  прочее, и не все они безобидны.

Еще одна составляющая красок это бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в  капли, облегчая их растекание. Для защиты от плесени в краски вводится антисептик —  фенол.  Акварельные краски при растворении в воде образуют прозрачную взвесь тонкого  пигмента и позволяют за счет этого создавать эффект легкости, воздушности и тонких  цветовых переходов.  Акварель — одна из первых красок, наряду с натуральной охрой, которые научился  изготавливать человек. Но трудность техники не позволяла акварельной живописи  сравняться с темперной или масляной. И на долгое время акварель была полностью  вытеснена из арсенала художников.

В Древнем Риме и Греции при создании фрески,  акварель применяли только для прописки контуров, либо для фона, делая роспись по  сырой штукатурке, и получая акварельные эффекты. Во времена египетских фараонов  акварель применяли для письма на папирусе.  И только когда в Китае во 2 в. до н.э. изобрели бумагу, для акварельных красок наступил  настоящий расцвет. В Китае, а чуть позже и в Японии, она с успехом использовалась в  пейзажной, жанровой и портретной живописи. Писали ею по рисовой бумаге. В XVIII-  XIX вв. акварелью писали по шелку, соединяли ее с черной и цветной тушью.

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая  стойкость и надежность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для  таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и  другие.  Случилось это в XV в. До этого момента художники работали яичной темперой, которая  не обладала пластичностью красителей, основанных на высыхающих маслах.  Масляные краски очень быстро вошли в обиход: они легко смешивались, ими можно  было работать длительное время, а их прозрачность подразумевала гораздо более  широкую гамму тонов.

Все это позволило масляным краскам стать ведущим  художественным средством — начиная с XV в. и вплоть до наших дней.  Любопытно, что переход от яичной темперы к масляным краскам в Северной Европе, а к  концу XV в. и в Италии ознаменован множеством работ, в которых подмалевок был  выполнен темперой, а последующие этапы, в которых основным техническим приемом  была тонкая прозрачная лессировка, — масляными красками. До наших дней дошло  немало картин, в которых темпера и масляные краски применялись одновременно  Надо сказать, что далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски  на основе растительных жиров.

Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке,  кто-то — на казеине, являющимся одной из производных молока.  Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без  исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная великим Леонардо да Винчи, начала  разрушаться еще при жизни художника.  Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были  смешаны с красками на основе разведенного в воде яичного белка — Леонардо любил  экспериментировать. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надежности  покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно  дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал  лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в  Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно,  дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения  заранее оплачивал краски.  Ситуация начала меняться в начале XVIII в. Немецкий химик Дисбах проводил  исследования по улучшению качества красной краски. Но однажды ученый получил  вместо ожидаемого алого цвета краску с оттенком, очень близким к ультрамариновому.  Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Ее стоимость была в разы ниже, нежели у  натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро  завоевала популярность у художников того времени.  Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» — краска, получившаяся еще  более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька  оказалась еще ближе к натуральной ляпис-лазури.  Вершиной деятельности ученых и исследователей в этой области стало изобретение  абсолютного аналога натуральному ультрамарину.

Новая краска, которую получили во  Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название  «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем  художникам.  Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало  популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко  были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х гг. XIX в., особенно большую угрозу представляла изумрудно-  зеленая краска. В ее состав входили уксус, мышьяк и окись меди — по-настоящему  страшная смесь. Существует легенда, что Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами  мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Св. Елены, где Бонапарт  пребывал в ссылке, были покрыты именно зеленой краской.  Примерно до середины XIX в. каждый художник делал свои краски сам.

Ученики и  подмастерья начинали свое обучение с того, что растирали пигменты, смешивали их со  связующими веществами, иногда часами. Это было неудобно. Да и не хранились такие  краски долго — их нужно было сразу использовать.  Поэтому с развитием технологий чуть менее двух веков назад стало налаживаться  промышленное производство красок. На заре развития лакокрасочной промышленности в  продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырье для их  ручного изготовления, т.к. многие художники придерживались консервативных взглядов  и делали краски самостоятельно.

Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно  вытеснили ручное производство. Кроме этого, они становились все лучше и безопаснее  для использования. Многие вредные вещества — например, мышьяк и свинец, входившие,  соответственно, в состав киновари и красного сурика, были заменены на менее опасные  синтетические компоненты.  Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают  сохранить яркость цвета за счет постоянного состава, что немаловажно при производстве  краски в промышленных масштабах.  Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски.

Скорее всего, это  связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным  компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей  экологической ситуацией на планете.

Надо сказать, что с древнейших времен методы производства краски не претерпели  значительных изменений. Твердые вещества также перетирают в порошок, правда,  используя при этом специальные установки.  Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для  получения темных оттенков все так же применяют сажу, но уже очищенную  современными способами.