НУРАНИ
Если смотреть из редакции Echo.az, то процесс эмиграции, точнее, «утечки мозгов» из Армении достаточно четко виден даже на примере статей в газете «Голос Армении». Лет пять назад ее еще можно было читать без содрогания. Сегодня — увы… Точно так же не в лучшую сторону изменились и иллюстрации.
Но в одном из последних номеров «Голос Армении» безо всякой иронии проиллюстрировал статью действительно выразительной фотографией. Тем более что и тема того заслуживала: детская нищета. А сведения в ней действительно шокирующие.
Как констатирует газета, «в Армении каждый третий ребенок живет в бедности, каждый второй терпит лишения. Таковы неутешительные выводы исследования, проведенного армянским представительством ЮНИСЕФ и Национальной статистической службой РА. В своем роде это первый в регионе всесторонний анализ положения детей, живущих в нищете. Он проведен по методологии Инчентского исследовательского центра (Флоренция)».
Представляя доклад, представитель ЮНИСЕФ в Армении Таня Радочай напомнила об общеизвестных, в общем-то, вещах: «Детская нищета — это больше чем просто нужда в материальных благах. Для детей быть бедным — значит быть лишенным важнейших условий для жизни и развития: полноценного питания, ухода, образования, досуга и приемлемых условий проживания. Именно эти факторы в совокупности влияют на их формирование и дальнейшее физическое, умственное и психическое развитие, социальную адаптацию».
А ситуацию с детской нищетой в Армении с полным правом можно назвать катастрофической. «Как показало исследование, 64% детей в Армении проживают в условиях, под которые подпадают несколько параметров определения бедности. 37% юных жителей страны нуждаются материально. Наиболее уязвимы дети, проживающие в селах (82%). В городских условиях трудности испытывают 53% опрошенных». По информации ЮНИСЕФ, «28% детей живут в нищете и соответствуют как минимум двум параметрам, характеризующим неблагополучную жизнь.
Этим детям, чувствующим себя в обществе наиболее ущербными, требуются особый подход, специальные социальные программы. Опрос показал, что 36% детей в чем-то нуждаются, но не бедствуют. В этом случае достаточно целевой помощи, чтобы помочь им справиться с проблемой». Но самое страшное, что «у 63% нуждающихся и претерпевающих лишения родители не пользуются поддержкой государства — их семьи не включены в списки получающих семейное пособие».
При этом «у каждого третьего представителя младшей группы (0-5 лет) основная проблема связана с питанием. 23% малышей от 3 до 5 лет недоступно дошкольное образование. Больше половины детей этой возрастной группы нуждается в улучшении коммунальных и жилищных условий». Пожалуй, вышеперечисленного достаточно, чтобы понять, в каком бедственном положении находятся сегодня в Армении дети и подростки.
И так как сомневаться в том, что именно дети — это будущее страны, по логике вещей, не приходится, понятно, что сегодня должно было бы быть первоочередной задачей для властей Армении. Только вот понятно и другое. Для большинства мер, направленных на борьбу с детской нищетой, нужны деньги.
«Презренный металл» необходим для строительства школ и социальных пособий, он нужен для детских поликлиник и детских садов. И даже для создания новых рабочих мест тоже нужны деньги, то есть инвестиции. А где их взять? Госбюджет Армении в 2016 году недоберет налоговых поступлений на 80 млрд. драмов (169 млн.долларов США), честно признался журналистам министр финансов Армении Вардан Арамян. А значит, придется сокращать и расходы.
«Мы постарались заложить в бюджет экономически реалистичные показатели, чтобы не осуществлять искусственного вмешательства в деятельность хозсубъектов и проводить консервативную политику расходов для сохранения нормального показателя дефицита», — сказал Арамян.
При этом он отметил, что по ряду статей предусмотрено сокращение бюджетных расходов, в частности, на 6 млрд. драмов сокращены субсидии в сфере водоснабжения в связи с ожидающимся приходом единого оператора. Он также отметил, что на 4 млрд. драмов сократятся расходы госаппарата, на 1,2 млрд. драмов — в сельхозсфере с учетом фактических показателей 2016 года.
Также планируются определенные сокращения по линии государственных некоммерческих организаций и офисов по реализации программ. Определенная экономия в 2017 году будет также обеспечена за счет сокращения тарифов на электроэнергию и другие коммунальные услуги. Плюс ко всему нет уверенности, что и этот бюджетный «тришкин кафтан» потратят именно так, как это расписано.
Экономист Татул Манасерян в беседе с Tert.am заявил: «Полагаю, что, прежде всего, следует крайне бережно относиться ко всем средствам и как отметил премьер, нужно положить конец грабежу, иначе и не скажешь, поскольку надо называть вещи своими именам. И, если даже и не грабят, то тратят государственные финансовые средства бестолково и безалаберно. Этой халатности нужно положить конец».
Заявление весьма показательное: еще несколько лет назад в Армении произвело настоящий фурор выступление в парламенте главы Контрольной палаты Армении Ишхана Закаряна, сообщившего депутатам шокирующие сведения: до 70% бюджетных средств в Армении расходуется нецелевым образом.
А затем господин Манасарян банально проговорился: «Следует учесть очень важное обстоятельство: есть программа перспективного развития экономики Армении до 2025 года, но оба правительства ее не отобразили в госбюджете, и я надеюсь, что этот бюджет приблизит нас на шаг к этой программе, иначе нет смысла в разработке программы перспективного развития». Вот такой местный юмор: программа перспективного развития есть, а денег на нее не предусмотрено.
До последнего времени в Армении свои «бюджетные дыры» предпочитали латать за счет России. И сегодня здесь явно не прочь «повторить ход». Так, по сообщению того же Tert.am, в Армении обсуждается вопрос передачи «Газпрому» в счет долгов очередного имущества. В ходе правительственного часа депутат Хачатур Кокобелян поинтересовался, как у Ереванской ТЭЦ возник долг в 52 млн. долларов перед Газпром-Армения.
Правда, стало известно, что часть долга погашена, но депутата интересовало: правда ли, что обсуждается вариант передачи ТЭЦ Газпрому в счет долга? «На данный момент долг составляет 35 млн. долларов. Как он возник — да потому, что не платили за поставляемый газ», — отрубил министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян. Затем заверил, что вопрос передачи ТЭЦ в счет долга не обсуждается и не будет обсуждаться.
Только вот денег у Армении все равно нет, и платить в любом случае придется, так сказать, натурой. «Переговоры с Газпромом продолжаются. Долг покроют за счет другого имущества. В середине 1990-х, когда началась газификация домашних хозяйств, у нас возникли проблемы с изношенностью труб. Тогда на грантовые средства были проложены муниципальные сети, трубы, которые передали на баланс министерства энергетики, затем они отошли Ереванской ТЭЦ.
Речь идет об этих распределительных сетях и трубах», — сказал министр. Понятно, что такое «имущество» можно продать только «в нагрузку» к чему-нибудь более привлекательному, «Газпрому» оно уж точно ни к чему, но другого выхода, похоже, нет ни у Москвы, ни у Еревана. Только вот…на этом фоне по площади Республики в Ереване прошествовали, как хвастливо заявляли в Ереване, «новые образцы современного оружия», закупленного на российский 200-миллионный кредит. И еще «Искандеры».
А теперь — немного экономики. Оружие, тем более если это «Искандеры», С-300 или «Смерчи», стоят денег, и немалых. И если Армения, как о том заявляют ее представители, все эти «стрелялки» купила, то выходит так, что на оружие деньги у нее есть, а вот на помощь собственным голодным детям — уже нет. Притом что, напомним еще раз, на эту страну никто не нападал, ни одного метра ее территории не находится под оккупацией. Зато она сама продолжает политику агрессии и территориальных притязаний к соседям.
И закупает оружие, притом что «64% детей в Армении проживают в условиях, под которые подпадают несколько параметров определения бедности». Примечательная, в самом деле, информация к размышлению, заставляющая вспомнить и гитлеровский лозунг «Пушки вместо масла!», и Северную Корею, и еще немало примеров. Только вот оружие, как не раз заявляли в Ереване, было приобретено Арменией на кредит, предоставленный Россией.
Причем кредит этот был целевым — на закупку оружия. А вот это уже куда интереснее. Потому как позволяет судить о приоритетах уже не Еревана, а Москвы. В самом деле, если у России, чей бюджет тоже не трещит от денег, так болела душа за своего «исторического союзника», то куда логичнее было бы реализовать в Армении серию гуманитарных инициатив. Но там предпочли по сути подарить Еревану оружие.
Прекрасно осознавая, что направлено оно будет против Азербайджана — за безопасность Армении со всех других направлений уже давно отвечает российская 102-я база. А значит, оружие на фоне голодных детей — это уже информация о приоритетах не только и не столько Еревана, сколько Москвы.