Культура и Общество, Эхо

Когда Баку вздохнет полной грудью?

probki-dorogi-traffic-jam-1Б.МУСТАФАЕВ

Беспокойство в связи с состоянием окружающей среды в последние несколько десятков лет проявляют большинство стран мира. Это и понятно, изменение климата уже приводит к колоссальному ущербу, вызванному неожиданными наводнениями, снегопадами, аномальной жарой.

Все это вынуждает страны мира использовать нестандартные новые методы, некоторые из которых могли бы стать весьма интересным примером и для Азербайджана.

Еще в 1923 году поэт Маяковский окрестил Баку — городом ветров -«жирным пятном на пиджаке мира». Безусловно, к подобной репутации в значительной мере причастна нефтехимическая промышленность Абшерона. В последние годы, существенным фактором стало также большое количество старых автомобилей, о чем говорил руководитель Центра экологического прогнозирования Тельман Зейналов в интервью Echo.az еще в 2013 году.

Как бороться с этой проблемой? Может, воспользоваться опытом Парижа? На днях парижане наконец-то смогли вздохнуть свободно. Местная мэрия решила возобновить инициативу, начатую год назад, введя на территории города запрет на использование автомобилей.

Таким образом, мэр Парижа, госпожа Анн Идальго, принадлежащая к партии социалистов (ныне возглавляющей исполнительную власть в стране), на деле продемонстрировала свою приверженность основному экологическому приоритету: предотвратить загрязненность воздуха, переосмыслив привычный способ перемещения внутри города.

Следует заметить, что в этом году инициатива оказалась еще более амбициозной, чем в предыдущем: так, если 27 сентября 2015 года запрет на автомобильную циркуляцию охватил всего 4 из 20-ти округов столицы, в том же месяце 2016 года автомобилистам пришлось воздержаться от передвижений на почти что половине территории Парижа.

При этом, на периферии города, которую, казалось бы, данный запрет не касался, водителям было предписано соблюдать максимальную скорость передвижения в… 20 километров в час.

Таким образом, с 11 до 18:00 Париж перешел в полное распоряжение пешеходов и велосипедистов. По этому поводу, местные журналисты описывали удивительные для горожан ситуации, когда дети выбегали порезвиться на самую середину дороги.

Тем временем, ассоциация Эр Париф, которую Министерство окружающей среды уполномочило ежедневно отслеживать уровень загрязнения воздуха внутри региона Иль-де-Франс, зафиксировала существенное уменьшение концентрации углекислого газа в атмосфере столицы Франции.

«День без автомобилей» оказался бальзамом не только для легких, но и для ушей парижан: согласно ассоциации Брюи Париф, громкость внутри центра города сократилась более чем на треть по сравнению с остальными воскресными днями в Париже.

Существенную роль в этом плане сыграл запрет на использование мотоциклов и скутеров, чьи бесцеремонно шумные двигатели не раз выводили жителей и туристов из состояния романтического полудрема и самосозерцания во время прогулок по Парижу.

Если кто-то и мог бы быть недовольным этим днем, так это точно не таксисты. Равно как и водители автобусов, шоферы такси имели полное право в это воскресенье предлагать свои услуги выстроившимся в очередь клиентам.

Однако здесь же затрагивается вопиющий недостаток всего мероприятия: несмотря на очевидную благородность предпосылок объясняющих целесообразность запрета на использование личных автомобилей, тарифы на общественный транспорт не были снижены.

И если в центре господствовала идиллическая картина города, не подверженного ядовитому воздействию выхлопных труб автомобилей, на периферии наблюдались беспросветные пробки, создаваемые сердитыми водителями.

Вообще, идея организации «дней без автомобилей» впервые нашла свое отражение в Европе 50-ых годов ХХ века. Правда изначальной мотивацией послужили скорее не экологические, а экономические соображения, связанные с колебаниями цен на нефть.

Потому не случайно, что подобная инициатива находила своих сторонников в периоды, совпавшие сначала с Суэцким кризисом 1956 года, а вскоре и с первым «нефтяным шоком» 1973 года. 

Лишь во второй половине 1990-ых обеспокоенность состоянием окружающей среды стала главным отправным пунктом организации в различных городах мира дней без автомобилей. Как о том свидетельствовали многочисленные социологические опросы, население в своем большинстве поддерживало данные мероприятия, тогда как политические деятели находили в них возможность «разыграть экологическую карту», рассчитывая на симпатию электората.

Помимо Европы, к этому зеленому движению примкнули также страны Латинской Америки (Колумбия с 1984 года), Азии (Китай с 2007 года, а также Таиланд и Малайзия), а также Северной Африки (Алжир и Марокко с 2008 года). Разумеется, упомянутый ряд стран не претендует на исчерпывающий характер. По имеющимся в прессе данным, пиковым годом в плане эко-ответственности стал 2005, когда около 1500 городов во всем мире ввели запрет на эксплуатацию автомобилей внутри своего периметра.

Остается лишь задаться вопросом не ознаменуется ли 2017 год вступлением Азербайджана в ряд стран, где хотя бы раз в году один из городов переходит в полное и безраздельное властвование пешеходов.

Понятно, что подобное мероприятие неминуемо вызовет гневные споры между сторонниками двух противоположных тезисов: удобства внутригородского передвижения, с одной стороны, и продвижения экологических интересов с другой. Но попробовать стоит.