Э.РУСТАМОВА
«В рамках борьбы с коррупцией в стране, 171 уголовное дело — это ничтожно малая цифра. До сих пор граждане Азербайджана предпочитают умалчивать факты вымогательства взятки. В условиях экономического кризиса найти нормальную работу и задержаться там надолго очень сложно.»
Об этом заявил в интервью Echo.az председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.
По его словам, дабы иметь постоянный заработок, граждане согласны пойти на многое, даже приплачивать работодателю.
«Только отчаявшиеся и юридически подкованные граждане обращаются в правоохранительные органы. К сожалению, в Азербайджане не проводят исследования в области форм распространения коррупции, поэтому о масштабах проблемы приходится только догадываться. Коррупционные преступления фиксируют только судебные органы, но далеко не каждый потерпевший обращается в органы. Кроме того, зачастую коррупционные сделки совершаются в добровольном порядке с обеих сторон».
Эксперт также заметил, что возбуждение уголовного дела не означает, что виновные понесут наказание.
«Далеко не все дела доходят до суда. Кроме того, судебный опыт Азербайджана показывает, что виновные могут откупиться от наказания за определенную сумму. Благо, в последнее время с такими фактами приходится встречаться все реже и реже. Во многом это благодаря поручению главы государства. Сегодня И. Алиев серьезно контролирует этот вопрос. Для устранения проблемы на правительственном уровне был принят ряд мер и решений. Чистка коррупционных преступлений началась с таможенного и налогового комитетов,»- сказал он.
«Результат расширения деятельности ASAN позволил частично решить проблему «бытовой коррупции». «Горячая линия» Главного управления по борьбе с коррупцией при Генпрокуроре неплохо работает, сотрудники прокуратуры оперативно реагируют на обращения. Конечно, порой уходит немало времени для выяснения всех обстоятельств, но в любом случае они доводят дело до конца.»
Ранее в беседе с haqqin.az Васиф Мовсумов заявил, что точной цифры относительно того, сколько денег государство ежегодно тратит на борьбу с коррупцией, никто не назовет.
«Однако, согласно международным исследованиям, каждый доллар, потраченный на борьбу с этим явлением, приносит в государственную казну 23 доллара», — отметил эксперт.
По мнению Васифа Мовсумова, если Азербайджан возьмет антикоррупционный курс, то казна будет только пополняться от возвращаемых туда средств.
«Конечно, у нас есть определенный прогресс в борьбе с коррупцией, но работать все еще есть над чем. Сегодня в условиях экономического кризиса, в котором находится Азербайджан, борьба с коррупцией должна стать одним из приоритетов политики государства. Это поможет пополнить государственную казну внушительными суммами. В первую очередь необходима прозрачность во всем. Необходимы отчеты о том, что делают и над чем работают чиновники. Только таким образом можно будет проконтролировать, куда тратятся государственные средства. Причем отчеты эти должны быть доступны всей общественности. На сегодняшний день у Азербайджана большие проблемы с прозрачностью в работе государственных чиновников, и особенно остро проблема стоит в регионах страны», — подчеркнул эксперт.
Между тем органы прокуратуры Азербайджана за период с 1 октября 2015 года по 1 октября 2016 года рассмотрели и передали в судебные органы материалы 171 уголовное дело, возбужденных на основе обращений на «горячую линию» Главного управления по борьбе с коррупцией при Генпрокуроре.
Напомним, в Азербайджане внедряется практика государственной защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции. Поправки в закон «О борьбе с коррупцией», предусматривающие внедрение госзащиты в отношении свидетелей о коррупционных фактах, были рассмотрены в сентябре текущего года на заседании комитета по правовой политике и государственному строительству Милли Меджлиса Азербайджана, передает «Интрефакс-Азербайджан».
«В закон «О борьбе с коррупцией» предлагается внести пункты, касающиеся информирования соответствующих госструктур о фактах коррупции и о незаконных действиях, связанных с коррупцией, а также права информаторов на госзащиту», — сказал на заседании председатель парламентского комитета по правовой политике и государственному строительству Али Гусейнли.
По его словам, госструктуры будут обеспечивать конфиденциальность граждан, сообщающих о фактах коррупции. В соответствии со статьей 11-2 «Государственная защита лица, сообщившего информацию о правонарушениях, связанных с коррупцией», в случае, если сообщающее о фактах коррупции лицо не желает озвучивания своего имени, то соответствующие управления, организации и их руководители, а также специализированные органы по борьбе с коррупцией должны обеспечивать его конфиденциальность.
Информация о свидетеле может быть раскрыта только при его письменном согласии. Лица, виновные в раскрытии секретной информации о свидетеле по фактам коррупции, будут привлекаться к ответственности.
Любые виды оказания давления на свидетеля по фактам коррупции или его близких, будь то угрозы, нанесение финансового или морального ущерба, оскорбление и преследование, а также унижение их чести и достоинства будут караться привлечением к ответственности. Свидетель, сообщивший о фактах коррупции, вправе обратиться в административном или судебном порядке в соответствующие инстанции в случае, если кто-то нарушит положение о конфиденциальность в его отношении.
В случае получения угрозы об убийстве, применения насилия, уничтожения имущества в отношении лица, сообщившего о фактах коррупции, или его близких людях, свидетель вправе обратиться в органы прокуратуры за обеспечением мер безопасности в соответствии с законом «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» Азербайджана.
В статье 11-1 «Информирование о правонарушениях, связанных с коррупцией» перечисляется, в каком порядке и в какие структуры можно сообщать информацию о фактах коррупции. По итогам обсуждения комитет рекомендовал данный документ на рассмотрение на пленарном заседании парламента.