Теймур АТАЕВ, политолог ([email protected])
«Истинно говорю вам: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: перейди отсюда туда», и она перейдет. И ничего невозможного не будет для вас» (Библия, Мф 17:20)
«В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!» (Коран, сура «Пророки»: 47)
Какая красота слов, помещенных в эпиграфе, не так ли? Художественная изысканность. Изящество. Мелодичность. И звучание, предоставляющее надежду. Для нас. Всех и каждого в отдельности.
«Нечто весом в горчичное зерно». Как это представить? Всего лишь мизернейшее зернышко. И оно будет принесено нам Всевышним! Непосредственно Создателем!
Как же Он любит нас. Ценит. Верит в собственные творения, желая нашего благополучия в земной и следующей жизнях.
«Нечто весом в горчичное зерно»… Какая величайшая надежда. Позволяющая расправить плечи, вдохнуть полной грудью и… искренне желать создавать в различных вариациях такое вот «нечто». Ибо Творец обещает принести его, даже если оно будет находиться «внутри скалы, или на небесах, или в земле».
Именно эту мысль пытается донести в своих наставлениях сыну праведник Лукман, призывая к исполнению намаза, совершению одобряемого, отхода от запрещенного, к терпению, отказу от высокомерия и кичливости, движению по земле «размеренной поступью» («Лукман»: 16- 19).
Так что (кто) мешает нам жить в таком ключе? Неужели мы сами вставляем себе палки в колеса на пути к праведности? Безусловно, Дьявол активничает на протяжении всей нашей жизни, но какие шаги мы предпринимаем для противостояния его ухищрениям?
«Аллах раскрывает зерно и косточку» («Скот»: 95), — гласит Коран. Так разве мы не в силах, наряду с исполнением основных столпов Ислама, совершать добрые поступки? «Вес в горчичное зерно»… А ежели чуть массивнее наши дела? Не в нашу ли это пользу?
В преломление к расходующим «свое имущество на пути Аллаха» Господь приводит притчу «о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен». Но при этом Всевышний констатирует увеличение награды лишь тем, «кому пожелает» («Корова»: 261).
Так, значит, нужно еще заслужить принятия наших «зернышек» и «зерен». Следовательно, они должны быть совершены не просто по обязанности, а искренне, с осознанием и внутренним прочувствованием добрых деяний.
Т. е. при наличии с нашей стороны не старания (стремления) осуществления светлых действий в качестве игры «на зрителя» (саморекламы), а предпринятия цельных и искренних усилий во имя Всевышнего. Во имя ближнего. А иногда и «дальнего».
В день Воскресения содеявший «добро весом в мельчайшую частицу, увидит его», как и совершивший в аналогичной массе зло встретится со своим поступком («Землетрясение»: 7-8).
Так неужели для нас слишком затруднительно хотя бы иногда проявить заботу о нуждающихся? Причем нуждающихся далеко не обязательно в материальной помощи, а в добром слове, во фразах поддержки, в оценке труда, понимании творческого начала и т. д.?
Знаменитый китайский трактат о теории искусства «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», задуманный во второй половине XVII в. в мастерской «Цзецзыюань» (как раз и переводимой «Сад с горчичное зерно») констатирует: «Когда стебель молодой, то и цветы маленькие; когда концы ветвей свежие, то и цветы пышные».
И пусть тут речь идет об изображении цветущей сливы, но не Всевышний ли создал растения на земле с присущими им законами роста и цветения? Следовательно, ракурс пышности или мизерного объема цветов вполне можно рассматривать и через призму земной жизни человека.
Потому в комментариях к помещенному в эпиграф высказыванию из Евангелия о том же горчичном зерне известный преподаватель кафедры изучения Нового Завета Университета Глазго (Шотландия) Уильям Баркли (ХХ век) писал, что «вера в Бога делает человека способным сдвигать горы трудностей стоящих у него на пути».
А Коран призывает нас творить добро, «подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя» («Рассказ»: 77). С предоставлением при этом Милостивым и Милосердным надежды для нас: «Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна» («Корова»: 272).
В мусульманских странах распространена мера веса «хардал» (хардаль, горчичное зерно), соответствующая весу одного горчичного зерна: 0,000707 г. Как же представить эту мизернейшую часть грамма!? Или, хотя бы, ощутить? А вот Всевышний видит ее. И записывает, желая использовать любые наши минимальнейшие положительные помыслы, действия в нашу же пользу.
Да, по-другому, наверное, и быть не может, ибо Господь, находясь «между человеком и его сердцем» («Добыча»: 24), оказывается к своему любимому созданию «ближе», нежели «яремная вена» («Каф»: 16).
Но давайте и мы попытаемся сделать хотя бы пару шагов навстречу Сотворившему нас!