Нурани, Н.Алиев
В Армении продолжают «дипломатию доносов». На сей раз в центре внимания — апрельские бои, те самые, которые закончились для Армении тяжелейшим поражением, причем и военным, и политическим.
Попыток взять реванш на поле боя в Ереване пока что, к счастью, не предпринимают. Но вот политические дивиденды из полученных тумаков извлечь пытаются всеми силами.
Во всяком случае, Центр информации и общественных связей аппарата президента Армении радостно объявил: авторы проекта «Обыкновенный геноцид», реализуемого этим самым Центром, в ближайшее время представят свои новые работы.
Как сообщает «Голос Армении», руководитель проекта Марина Григорян отрапортовала: выходит в свет первая книга «Геноцид» (здесь и далее кавычки наши. — Ред.) длиною в век. Бакинская трагедия в свидетельствах очевидцев», в которой собраны воспоминания около 50 бакинских армян, проживающих ныне в США.
«Сборник «Бакинская трагедия в свидетельствах очевидцев» является развитием одной из главных тем нашего проекта — судьбы 240-тысячного армянства Баку. В январе 2015 года мы презентовали документальный фильм под тем же названием, посвятив его 100-летию «геноцида армян в Османской Турции» и 25-летию «геноцида армян» в Баку.
Тем самым была подчеркнута неразрывная связь между двумя трагедиями армянского народа — конца и начала века. Большинство наших собеседников, бакинских армян, также свидетельствуют об этом на примере своих семейных историй», — заявила М.Григорян.
Здесь, пожалуй, нужно пояснение. В Азербайджане, да и не только в Азербайджане, вряд ли кому-то надо долго объяснять, что в основе мифа о «геноциде армян в Турции» лежали и лежат территориальные притязания армян на ее шесть восточноанатолийских вилайетов.
И теперь вряд ли можно исключать, что усиленно раскручиваемый в Армении миф о «геноциде армян в Баку» — это попытка реанимации планов присоединить Баку к Армении. В 1918 году именно для их реализации дашнаки учинили в Баку мартовскую резню.
Впрочем, сегодня авторам и «реаниматорам» такого рода планов приходится учитывать и такие неприятные реалии, как расклад сил между Арменией и Азербайджаном. А этот расклад не обещает Еревану ничего хорошего, что стало понятно еще во время апрельских боев.
Вначале, напомним, в Ереване усилено пытались представить свое поражение как победу, Теперь уже не до громких реляций, и тактика уже другая — в Ереване штампуют все новую и новую «агитпродукцию» на апрельскую тему. Вот и Марина Григорян обещает создать новый шедевр документального кино — «Арцах» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) 2016. Второй день апреля».
Конечно, после того, как в Интернет попала электронная переписка господ Габрелянова, Симоньян и т.д. из которой можно понять, как создавался, к примеру, миф о будто бы воюющих на стороне Азербайджана «боевиках ИГИЛ», армянские пропагандисты призадумались: фальшивки на внешней арене могут и не «прокатить».
Во всяком случае, когда в Брюссель отправился некий субъект по имени Карен Мирзоян, помпезно именующий себя «министром иностранных дел Нагорного Карабаха», его поездка включала каких-либо «презентаций», «просмотров фильмов» и т.д. Впрочем, об этой поездке следует поговорить поподробнее.
В самом деле, «самоопределившиеся карабахцы» продолжают прилагать титанические усилия к тому, чтобы попасть в новости.
Пока, правда, проделать этот трюк получается разве что с ереванскими СМИ. Где в последние дни весьма подробно освещают поездку в Бельгию «министра иностранных дел Нагорного Карабаха» Карена Мирзояна. И не менее старательно информируют своих не то чтобы очень многочисленных читателей обо всех встречах, состоявшихся в рамках этой поездки, которую здесь старательно именуют «визитом».
Только вот… вся эта трескотня в эфире может произвести впечатление на не самую проницательную публику. Потому как то, что в СМИ Еревана громко именуют «визитом», на самом деле представляет собой этакую «прогулку по глобусу Армении». То есть приехал вроде бы в Бельгию, происходит все вроде бы в Брюсселе, в столице единой Европы, но в реальности все встречи и беседы не выходят за рамки сугубо армянской или околоармянской «тусовки».
Судите сами. Как старательно информирует, к примеру, PanARMENIAN.Net, в офисе «Ай Дата» в Брюсселе Карен Мирзоян встретился с председателем Европейского бюро Комитета «Ай Дата» АРФД Каспаром Карампетяном и членами организации.
«Министр иностранных дел Нагорного Карабаха» выразил удовлетворение высоким уровнем сотрудничества с армянской организацией, а также подчеркнул важность ее деятельности, направленной на защиту интересов Карабаха в Европе.
Затем — следующая встреча, уже с директором организации «Европейские друзья Армении» Диего Пинто, потом — «рабочий обед» с членом парламента Бельгии, депутатом ПАСЕ Пиетом де Бруйном.
«Была затронута ситуация, создавшаяся в процессе мирного урегулирования азербайджанско-карабахского конфликта, широкомасштабная агрессия, развязанная Азербайджаном 2-5 апреля против «НКР» (здесь и далее кавычки наши. — Ред.) и ее последствия.
В тот же день Карен Мирзоян принял участие в мероприятии, посвященном 25-летию независимости Армении, проводимом Посольством Армении в Бельгии». Кроме того, Карен Мирзоян встретился с руководящим составом Группы дружбы Евросоюз-Армения во главе с ее председателем Элени Теохарус.
Где тоже обсуждался «перечень вопросов, касающихся взаимоотношений «Арцах»-Европа, урегулирования «азербайджано-карабахского» конфликта и региональных процессов».
В тот же день Карен Мирзоян встретился с председателем Группы дружбы с «Арцахом» в Европарламенте Франком Энгелем и другими членами группы. В ходе встречи был обсужден ряд вопросов, связанных с деятельностью группы дружбы. Состоялся даже круглый стол «Нагорно-Карабахская Республика»: 25 лет государственного строительства в неустойчивом регионе».
И вот тут не надо быть искушенным дипломатом, чтобы понять: собеседники у Мирзояна — или представители армянской диаспоры вроде господина Карапетяна, или проплаченные армянские лоббисты из разного рода «групп дружбы».
Ну и стоило за этим ехать в Брюссель? Впрочем, господин Мирзоян решил по этому поводу «не заморачиваться» и использовать представившуюся возможность на все сто процентов.
Почувствовав благожелательную аудиторию, он раз за разом «выстреливал» зубодробительные заявления.
На одной встрече, в полном соответствии с принятой в Армении тактикой школьных ябед, Мирзоян разглагольствовал: «Несмотря на мирный и законный характер карабахского движения, Азербайджан с самого начала отвергнул любой диалог и прибегнул к языку угроз и политике запугивания, что впоследствии привело к крупномасштабной войне против Нагорного Карабаха и его мирных жителей».
О том, что «карабахское движение» в реальности представляло и представляет собой агрессию Армении против Азербайджана, что оно с самого начала сопровождалось жесточайшими «этническими чистками», предпочел промолчать.
Зато жаловался, что и сегодня «народ Арцаха» вынужден буквально защищать молодую демократию в условиях непрекращающихся попыток Азербайджана вернуть Нагорный Карабах в прошлое.
И старательно обходил неудобную реальность: оккупационный режим по определению не может быть «демократическим», и на чужих оккупированных землях нет и не может быть безопасности. Особенно если агрессор не унимается и устраивает вооруженные провокации, как это было в апреле.
Правда, насчет апрельских боев у Мирзояна своя версия. Оказывается, его «недогосударство» неоднократно указывало на «открытую подготовку Азербайджана к новой войне», но вот международное сообщество на эти доносы не отреагировало, и это привело к возобновлению военных действий 2 апреля.
О том, что спровоцировано все было армянской стороной, умолчал.
Потом принялся рассуждать, что спешно изобретенный «народ Арцаха» не может, дескать, оставаться заложником «деструктивной политики Азербайджана».
И, наконец, апофеоз. Господин Мирзоян заявил: «Мы верим, что пришло время, чтобы международное сообщество поддержало нашу борьбу. Пришло время признать реальность, а именно существование свободной и демократической «Нагорно-Карабахской Республики», и поддержать ее последовательное развитие». И, наверное, даже сорвал аплодисменты «процеженной» аудитории.
Только вот… кто это решение будет принимать? Европейское бюро комитета «Ай Дата»? «Группа дружбы с Арменией» в Европарламенте? Увы и ах, такие решения имеют юридическую силу только в том случае, когда они принимаются на уровне высшей исполнительной власти, но не силами «гражданского общества» или муниципалитетами.
Плюс ко всему трудно представить себе, что даже при самых титанических усилиях армянского лобби власти той же Бельгии сделают это раньше тех государств, кого этот вопрос в первую очередь касается. И уж точно не сделают это раньше Армении.
А вот Армения, напомним, с таким «признанием» не спешит. И даже попытка Сержа Саргсяна реализовать что-то похожее по горячим следам апрельских боев потерпела крах: спущенную в парламент «инициативу» о признании пришлось срочно сворачивать.
Причина вполне понятна: такой шаг и Минская группа может не «переварить». Плюс ко всему Армении придется еще и определяться с границами новоиспеченного «государства».
А значит, и формулировать позицию относительно тех оккупированных азербайджанских районов, освобождения которых уже на первом этапе урегулирования требуют международные посредники.
Заявить, что Армения готова вывести оттуда войска, Саргсян и его «команда» банально не решаются — в таком случае их обвинят в предательстве, намерении «сдать земли» и т.д. Объявить их «частью самоопределившегося Карабаха» — грозит слишком большими сложностями на мировой арене.
Так что господину Мирзояну остается только увещевать членов «групп дружбы» признать Нагорный Карабах. Просто потому, что надо же ему как-то объяснить, что его поездка в Брюссель вообще имеет смысл.