А.Шакур
Появится ли у ЕС своя армия? Ответа на этот вопрос многие наблюдатели ждали уже в ближайшие дни. В Братиславе прошли первые переговоры о разработке плана собственной обороны Евросоюза, сообщает «Евроньюс».
Идея создания этакой «европейской армии» существует уже давно, а как напоминает, в частности, «Взгляд», еще 14 сентября председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал ЕС создать единый штаб своих военных операций.
А как рассказал «Известиям» депутат Европарламента, член подкомитета по безопасности и обороне и военный специалист Арно Данжан, современные проблемы выявили, что интересы НАТО не всегда отражают европейские, в связи с чем необходимо создавать свой постоянный военный штаб.
«Несмотря на то что НАТО остается краеугольным камнем европейской безопасности, это всё же продукт истории и результат огромных различий в оборонной сфере. Никаких проблем не возникало, пока неевропейские члены НАТО не стали отвергать инициативы по укреплению европейского потенциала, будь то в рамках альянса или без его участия. НАТО должен признать, что не может присутствовать всегда и везде, особенно в регионах, где ЕС имеет вполне конкретные интересы и обязательства.
Иногда более уместно иметь флаг ЕС, чем НАТО, — с удовольствием цитирует его газета. — Обстановка в области безопасности Европы за последние 30 лет еще не была столь неопределенной и угрожающей, как сегодня. Мы сталкиваемся с прямыми угрозами — такими как терроризм и кибератаки.
В такой ситуации мы можем делать вид, что ничего не изменилось, и по-прежнему полагаться только на НАТО. Или же мы возьмем на себя инициативу и будем готовы сделать всё, чтобы решить проблемы безопасности региона. В данном случае на карту поставлены интересы Европы, а не США или Турции».
Почему в числе угроз для Европы не была названа Украина, можно догадаться. Особенно с учетом такой детали: о встрече в Братиславе сползающая на уровень LifeNews некогда уважаемая газета «Известия» сообщила под заголовком «Евросоюз больше не верит в поддержку НАТО».
И вроде бы надежды Москвы первоначально оправдывались. Ранее глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что в плане обороны Евросоюз больше не может зависеть от одной державы и возможностей отдельных государств. Он призвал страны ЕС объединить свои оборонные возможности, рассказывали «Известия».
Кроме того, в этом году Брюссель впервые выделил средства на финансирование исследований и технологий в оборонных целях. Так, с 2017 по 2019 год Еврокомиссия вложит ?90 млн в разработки в области обороны.
Несмотря на то что эти цифры не идут в сравнение с бюджетом НАТО (на военные нужды только на 2017 год сенат США выделил $602 млрд), это стало первым практическим шагом в вопросе укрепления европейской обороны. При этом министры обороны подчеркивают, что выделение средств в общий бюджет ЕС не заменяет необходимости финансирования национальных армий.
Однако в реальности надежды РФ не оправдались. План действий по реализации оборонной политики Евросоюза будет готов в ноябре, что позволит лидерам государств — членов сообщества утвердить его на саммите в декабре, заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини по прибытии на неформальную встречу глав оборонных ведомств ЕС в Братиславу, передает ТАСС.
«Мы рассчитываем подготовить план действий по реализации оборонной политики ЕС в ноябре, чтобы он был принят на заседании Европейского совета в декабре, — сказала она. — Речь не идет о создании европейской армии, речь идет о мерах практического сотрудничества по реализации проводящихся в настоящее время 17 миссий Евросоюза, в частности операции (по контролю миграции) «София» в Средиземном море». Но самое главное, Могерини также подчеркнула, что эти шаги являются дополняющими, а не подменяющими действия НАТО.
В НАТО также реагируют весьма сдержанно. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что военный блок не видит противоречий между укреплением обороны Евросоюза и сильным альянсом. «Я приветствую проходящие сейчас дебаты об усилении европейской обороны и европейского оборонного сотрудничества, потому что нет противоречия между сильной европейской обороной и сильным НАТО, одно укрепляет другое», — сказал Столтенберг, которого цитирует «Спутник».
Он добавил, что «нужно укрепить европейскую оборону, а также трансатлантическое сотрудничество». «Как подчеркнула (глава европейской дипломатии) Федерика (Могерини), важно, чтобы мы избегали дублирования, чтобы мы были взаимодополняемыми, чтобы диалог между ЕС и НАТО был прозрачным и открытым», — сказал генсек НАТО.
Как напоминает «Спутник», и не только «Спутник», ранее Столтенберг неоднократно предостерегал от дублирования функций НАТО и ЕС в связи с заявлениями европейских политиков о необходимости создания европейской армии. И нынешнее его заявление — не смена позиции, а косвенный признак, что между НАТО и ЕС достигнуты определенные договоренности о границах, дальше которых полномочия «евроармии» простираться не будут.
Против выступил и Лондон. Великобритания будет противостоять каким бы то ни было планам создать армию Евросоюза, поскольку это может подорвать роль НАТО, заявил министр обороны сэр Майкл Фэллон, передает Би-Би-Си.
«НАТО должна оставаться краеугольным камнем нашей обороны и обороны Европы», — заявил он в преддверии неофициальной встречи министров обороны стран-членов ЕС в столице Словакии Братиславе.
Выступая в Братиславе, он сказал, что Британия остается приверженной идее европейской безопасности, несмотря на решение выйти из состава ЕС, и указал, что Евросоюзу необходимо привести в соответствие свои возможности на фоне проблем современного мира, таких как терроризм и миграция. «Однако мы будем продолжать противиться созданию армии ЕС или же европейских штабов, что по сути подорвет НАТО», — сказал Фэллон.
«Здесь нет большинства в вопросе армии ЕС. Есть ряд стран, которые, как и мы, полагают, что это вторгается в суверенитет отдельных странчленов, — сказал Фэллон. — Мы согласны в том, что Европе надо удвоить усилия перед лицом терроризма, перед лицом миграции, но просто дублирование или подрыв НАТО — это неверный к тому путь».
Наконец, немало в ЕС и тех, кто просто выступает против очередного расширения полномочий евробюрократии и появления у нее еще и военных рычагов. И если учесть, что «Брексит» был наиболее сильным, но вряд ли единственным проявлением «центробежных сил» в ЕС, то «пробуксовка» идеи с общеевропейской армией получает уже другое прочтение.