Политика, Эхо

«Никто в мире не собирается пересматривать статус Карабаха»

paata-zakareishviliЭ.Рустамова

В интервью echo.az экс-министр Грузии по вопросам примирения и равенства, кандидат в депутаты рассказал о своем видении решения карабахского конфликта

— Грузия, как и Азербайджан, сегодня страдает от оккупации…

— Как вы правильно заметили, Грузия также страдает от оккупации, и вопрос территориальной целостности является для нас очень болезненным. Поэтому наша страна безоговорочно поддерживает территориальную целостность Азербайджана, и считает Нагорный Карабах частью АР.

Для нас Азербайджан является ведущим и надежным партнером. Поэтому на мероприятиях международных организаций, в том числе заседаниях в ООН, Грузия всегда голосует за резолюции, которые направлены на возвращение оккупированных территорий АР.

Международные права должны четко соблюдаться, но армянская сторона этого не делает.

Минская группа должна максимально эффективно работать в этом направлении и результаты должны быть приемлемы для сопредседателей.

Грузия не участвует в переговорном процессе в рамках МГ ОБСЕ, поэтому, к сожалению, мы не можем как-то повлиять на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Тем не менее, я вижу большой потенциал для урегулирования конфликта.

— Как вы считаете, как можно сегодня решить нагорно-карабахский конфликт? Кто должен пойти на уступки?

— Речь не идет об уступках с чьей-то стороны. Конфликт можно разрешить только путем мирных переговоров. У Азербайджана есть задача — привлечь внимание населения, проживающего сегодня в Карабахе.

Думаю, не надо делать акцент на статусе Карабаха, наоборот, надо прилагать усилия для развития региона.

В последние годы Азербайджан динамично прогрессирует, и это не остается без внимания мировой общественности. Поэтому эффективней проговаривать экономические вопросы по развитию Карабаха и делать на этом акцент.

Чем меньше азербайджанская общественность и СМИ будут заявлять, что правительство может вернуть оккупированные земли исключительно военным путем, тем быстрее урегулируется конфликт.

Нужно донести до второй стороны, что правительство Азербайджана заинтересовано в развитии всей страны, особенно, Нагорного Карабаха.

Люди, как в Азербайджане, так и в оккупированной территории АР просто хотят жить в достатке и под мирным небом. Никто не хочет войны. Чья сторона предложит такие условия, тот одержит победу. На сегодняшний день, преимущества на стороне Азербайджана.

Карабах без сомнения принадлежит Азербайджану, и никто в мире не ставит под сомнения территориальную целостность АР, даже Армения не предпринимает шаги в этом направлении.

Так что статус Карабаха публично гарантирован, и пересматривать его в мире не собираются. В связи с этим, повторяю, нет необходимости уделять большое внимание статусу Карабаха.

Что касается урегулирования нагорно-карабахского конфликта военным путем, то в этом никто не заинтересован. Война далеко не самый лучший выход и не гарантия успеха. Если мирные переговоры, которые длятся на протяжении четверти века, не приносят реальных плодов, то необходимо пересмотреть стратегию.

Следует также понимать, что результат, достигнутый военным путем, — это очень плохой пример. Потому если Азербайджан решится на этот шаг, то мировое сообщество не поддержит.

Конфликт между грузинами и абхазами длится больше 25 лет, но это не значит, что мы должны взяться за оружие. Я не доволен грузинской политикой, мы совершили много ошибок и не хотим, чтобы их повторил Азербайджан.

— Что вы можете сказать о влиянии Запада и России через призму карабахского конфликта?

— В переговорном процессе разных конфликтов, будь то Карабах, Приднестровье, Крым и т.д., есть свои плюсы и минусы. В нагорно-карабахском конфликте есть один большой плюс, который не наблюдается в грузино-абхазском и грузино-южноосетинском конфликтах — все мировые игроки соглашаются с тем, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджанской Республики.

Решение карабахского конфликта не нужно ограничивать временными рамками, главное — ориентироваться на достижения результата.

Я буду рад, если Азербайджану вернут оккупированные территории, и конфликт мирно разрешится. Для меня Азербайджан и Армения очень близкие страны, так как наши культуры очень похожи. Их успех — будет успехом всего Кавказа.

Официальный Баку и Ереван должны быть более активными, исключая вмешательство третьих сторон в переговорный процесс. Последняя эскалация на линии соприкосновения — апрельская четырехдневная война — дала определенный импульс необходимости скорейшего решения проблемы.

Сегодня в обеих странах есть понимание, что ожидание ни к чему хорошему не приведет. Мне импонирует новая активность, хотя нужно было прийти к этому без апрельских событий.