Дж.АЛЕКПЕРОВА, Н.АБАСОВ
«Постановление Европейского суда по правам человека о том, что время, потраченное на путь до места работы, должно считаться частью рабочего дня, не для реалий Азербайджана», — заявил echo.az глава Лиги защиты прав трудящихся Сахиб Мамедов.
«Вполне понятно, что, например, если человек едет на работу в Баку, из Сумгайыта, то он тратит больше времени и финансов. Чем, например, тот, который живет неподалеку от места работы. Но в случае, если аналогичное решению ЕСПЧ будет принято в Азербайджане, то начнется скрытая дискриминация,» — отметил эксперт.
«Всех, кто будет искать работу, работодатель будет спрашивать о месте проживания. И в случае, если человек будет жить далеко от рабочего учреждения, его просто не примут. А нам еще один вид дискриминации совсем не нужен», — заявил он.
По его словам, яркий тому пример — женщины и инвалиды. Им законодательство предоставляет многочисленные льготы, которые ложатся на плечи работодателям. Поэтому чаще всего на работу не берут лиц с инвалидностью, женщин, которые недавно заключили брак и могут забеременеть и т.д.
Мамедов отметил, что раньше в Азербайджане существовала практика, согласно которой, травму, получившую во время поездки на работу, считали производственной. А в случае смерти гражданина — это являлось несчастным случаем во время производства.
Однако, после 2011 года «благодаря» усилиям страховых компаний данная практика больше не является действительной.
Теперь производственной травмой или несчастным случаем на производстве признаются только те ситуации, когда человек использовал служебную машину. Или ездил на такси или собственном авто, но по договоренности и с оплатой со стороны предприятия, в котором работает.
Как сказал Мамедов, по европейским меркам в неделю граждане должны работать не более 48 часов. В принципе в Азербайджане то же самое.
«Справедливости ради стоит заметить, что есть такие предприятия, которые предоставляют своим сотрудникам служебные машины. Есть компании, которые дорожат своими работниками и боятся их потерять, соответственно, им создают все возможные условия. В том числе оплачивается поездка до работы», — отметил он.
Напомним, что Европейский суд принял постановление о том, что время, потраченное на путь до места работы, должно считаться частью рабочего дня. Как отмечает ВВС, это постановление распространяется на работников, не имеющих постоянного офиса: к примеру, сиделки или коммивояжеры.
Агентство отмечает, что теперь работодателям придется организовывать график подчиненных таким образом, чтобы их первый и последний выезды были самыми короткими по времени, а пункты назначения находились ближе к дому.
Суд прокомментировал, что его решение ориентировано на защиту «здоровья и безопасности» работников, как указано в директиве рабочего времени Европейского Союза.
Директива предназначена для защиты работников от эксплуатации со стороны работодателей, она устанавливает правила по продолжительности рабочего дня, количестве перерывов и законных выходных. Решение было принято на фоне продолжающегося в Испании разбирательства с участием компании Tyco, которая закрыла свои региональные офисы, в связи с чем сотрудникам приходилось ездить по разным городам.
В свою очередь, как сказал echo.az глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, в этом аспекте есть существенный момент: это применимо к тем работникам, у которых передвижение является частью работы, которые не имеют офиса.
«С другой стороны, по КЗоТ, если что-то нехорошее с человеком случится по дороге на работу или с работы, это считается несчастным случаем на работе и подпадает под страховку. Тогда логично было бы считать это рабочим временем.
Тем более, что проезд, как правило, не оплачивается, а он для дальних дистанций недешевый. Получается, что тот, кто живет поблизости от работы, реально получает большую зарплату, чем, скажем, иногородний… А где тогда социальная справедливость?» — задается вопросом он.
По его словам, например, человек едет на работу из поселка, тратит в день 1,40 ман., а за месяц больше 30 ман. И при этом получает минимальную зарплату, которая изначально меньше прожиточного минимума.
«И в результате ежедневного труда не может заработать даже на еду, хотя из его жизни ежедневно теряется не 8, а 11 часов. При этом ситуация вполне законная, а значит, якобы не нарушающая интересы работника…», — отметил Э.Зейналов.
Отметим, что в июле этого года рабочее время хотели пересмотреть. Бакинское транспортное агентство предлагало установить рабочее время в городских организациях и структурах с 08:00 до 17:00 и с 09:00 до 18:00, что поспособствовало решению проблемы пробок в столице. Об этом заявляла завотделом по связям с общественностью агентства Нурида Аллахъярова.
По ее словам, с целью предотвращения плотности транспортного потока в Баку агентство направило предложения в различные структуры в связи с изменением времени начала и окончания рабочего дня.
Такая система применялась некоторое время во время первых Европейских игр, и Бакинское транспортное агентство предлагает внедрить эту практику на постоянной основе.
Этот вопрос поднимался в парламенте еще два года назад, сказал депутат Муса Гулиев.
«Одним из вариантов избежать пробок является изменение рабочих часов, в том числе начала занятий в школах. Вовсе необязательно, чтобы рабочий день везде начинался в 09:00, а занятия во всех школах — в 08:00, или же 08:30 и завершались в одно и то же время. В некоторых местах рабочий день может начинаться в 07:00, в других — в 09:00, 10:00. Такая практика широко применяется во всем мире», — сказал Гулиев (Тренд).
Напомним, что по нормам Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджана и согласно статьям 89 и 90 Трудового кодекса, нормальный рабочий день в Азербайджане не может превышать 8 часов, трудовая неделя — не более 40 часов. Следовательно, в соответствии с законодательством, годовая норма труда в 2016 году составила 1937 часов.
В производственном календаре, основанном на шестидневной рабочей неделе (включающей не более 40 часов), по статьям 90 и 108 Кодекса, рабочий день в сутки не может длиться более 7 часов, а в выходной день календаря, назначенный рабочим, не более 6 часов.
Таким образом, норма выработки для граждан, занятых в шестидневной рабочей неделе, годовая норма труда составляет 1937 часов, также как и для работающих при пятидневном рабочем графике.
В свою очередь Европейский парламент установил максимальное рабочее время в 48 часов в неделю. Здесь учитываются и все сверхурочные часы. Однако некоторые страны ввели и свои ограничения. Например, Финляндия считает, что ее жителям нужно работать не меньше 32 часов, но не больше 40 часов. Чаще всего европейцы работают по 35 часов в неделю.
В Нидерландах самая короткая среднестатистическая продолжительность рабочей недели — 27 часов. Голландские предприятия все чаще переходят на четырехдневку, а средний рабочий день жителя этой страны длится 7 часов 30 минут.
По 35 часов длится рабочая неделя в Ирландии и Франции. Показатель — один из самых низких в мире, но при этом производительность труда в Ирландии достаточно высокая.
Во Франции пятница официально является рабочим днем, но многие компании делают ее сокращенной, так что после обеда застать кого-то на своем рабочем месте бывает сложно. В 90-х годах прошлого века введение во Франции 35-часовой недели вызвало бурю негодований.
Что касается немцев, то их во всем мире считают трудоголиками. Но рабочая неделя в Германии длится не больше 38 часов. При этом среди немецких компаний распространена практика сокращения длительности рабочего дня в случае появления финансовых проблем вместо увольнения сотрудников. Не больше 39 часов в неделю работают и жители Норвегии.
Самыми трудолюбивыми в Европе, как оказалось, являются работники в Великобритании, Греции и Португалии. Британцы, работая по 43,7 часов в неделю, очень часто задерживаются на рабочем месте.
В Азии люди трудятся намного больше. Средний рабочий день в Китае длится 10 часов, при этом рабочими являются шесть дней. В итоге получается 60 рабочих часов в неделю. На обед китайцам отводится 20 минут, на отпуск — 10 дней в год.
В Японии стандартный рабочий контракт предусматривает до 40 рабочих часов в неделю. Однако все наслышаны о том, какое значение имеет продвижение по карьерной лестнице для японцев. А это часто зависит от количества времени, которое человек проводит на своем рабочем месте.
Целеустремленные жители Японии часто задерживаются по вечерам в офисе и приходят туда в субботу. Поэтому в некоторых случаях рабочая неделя доходит до 50 часов.