Дж.АЛЕКПЕРОВА, Н.КАРУ
«В Азербайджане встречаются семьи, где те или иные члены ограничивают право другого человека на религиозный выбор. Подобное встречается не только в нашем государстве, но и в христианском мире, многих арабских государствах», — заявил echo.az профессор, доктор философских наук Рафик Алиев.
По его словам, как правило, люди стараются выйти замуж или жениться на представителях своей веры.
В противном случае, в браке часто бывают споры, когда один из супругов заставляет другого принять свою веру. Порой все это заканчивается разводом, а хуже — убийством.
Случаи, когда одна сторона хочет поменять веру, вообще воспринимаются негативно.
«В Азербайджане очень мало мусульман принимают христианство, и наоборот. То есть подобное почти не встречается. Но насилие в самих мусульманских семьях можно встретить часто. Например, в том случае, если один из супругов очень религиозный, а второй нет, тогда начинаются конфликты. В основном страдают женщины за то, что они не соблюдают всех правил ислама. А по Корану в случае неоднократного непослушания муж имеет право бить жену. В некоторых районах и селах, увы, это встречается во многих семьях», — пояснил он.
По его словам, безусловно, с этим надо бороться, но только не административными методами, а просвещением.
«По законам ислама, жена должна полностью подчиняться мужу, его обслуживать, выполнять приказы, а в случае непослушания быть наказанной. В христианстве же такого нет. Поэтому некоторые женщины задумываются о том, чтобы принять христианство, чтобы освободиться от этих норм и правил», — пояснил он.
По словам Алиева, говоря о протестантстве, то в нем от первичного христианства мало что осталось.
«Разделение на католицизм и православие сильно расслабило сам фундамент христианства. Протестантство позволяет расслабиться. Только в неделю один раз в течение 10-15 минут нужно прослушать проповедь. А остальное время можно пиршествовать, танцевать, слушать музыку. А, например, в ваххабизме жены должны выполнять все ваххабитские обряды. А если зайдет речь о том, что она хочет поменять веру, ее вообще могут и убить. Безусловно, это угнетает», — отметил он.
В свою очередь, как заявил echo.az кандидат политических наук, директор Научного центра при Министерстве культуры и туризма Азербайджана Асиф Усубалиев, данный вопрос наиболее остро стоит в тех странах, где существует непосредственная угроза распространения крайне радикальных религиозных течений.
«Только в этом случае государство начинает искать пути и механизмы искусственного ограничения. У нас же пока выбран совсем иной механизм. Этот механизм заключается в том, чтобы либерально «контролировать» данный процесс. Так, например, в школах введены некоторые религиозные темы, во время которых ученики получают официальные религиозные знания. Конечно, это не выход, но все же это и есть косвенное обеспечение права на религиозный выбор».
По его словам, вопрос насилия в семье — очень тонкий, здесь весьма сложно проложить четкие границы.
«С одной стороны — права человека, а с другой — вмешательство в личную жизнь, что принципиально противоречит основам демократических ценностей. Дать «государству» возможность вмешиваться в личную жизнь — далеко не самая лучшая затея. А с другой стороны, пустить на самотек радикальные религиозные течения — вопрос со статусом национальной безопасности,» — сказал он.
«Выход один — агрессивная государственная пропаганда религиозных ценностей, которая может стать реальной альтернативой радикальным течениям. Лучше этим заняться до того, как радикальные волны будут превалировать над государственным образованием. Если «государство» сможет выделить чуть больше эфирного времени в сравнении, например, с той же самой рекламой жвачек, думаю, можно будет обойти острые углы данной проблематики, а религия перестанет казаться сферой фанатизма и станет источником морали, просвещения и знаний», — добавил он.
Кстати говоря, в Азербайджане за пределами мест поклонения и в общественных местах запрещается озвучивать религиозные лозунги, а также демонстрировать религиозные атрибуты и флаги.
В отношении иностранцев, которые нарушат этот запрет, будут применяться финансовые санкции, а сами иностранцы будут депортироваться.