Культура и Общество, Эхо

Как решить проблему ранних браков в Азербайджане?

svadba-wedding-early-marriage-ranniy-brakС.АЛИЕВА

Британская благотворительная организация TrustLaw назвала 10 худших стран в мире по числу женщин в возрасте от 20 до 24 лет, которые вышли замуж до достижения ими 18 лет. Это Нигер — 75 процентов от числа замужних женщин, Чад — 72 процента, Мали 71 процент, Бангладеш — 66 процентов, Гвинея — 63 процента, Центрально-Африканская Республика — 61 процент, Мозамбик — 52 процента, Непал — 51 процент, Малави — 50 процентов, Эфиопия — 49 процентов.

Каждый день узами брака связывают себя 39 тысяч девочек моложе 18 лет. За год их число превышает 14 миллионов. Эти данные представили эксперты Фонда ООН по народонаселению.

По их оценкам, половина несовершеннолетних невест выходит замуж до своего 15-го дня рождения. Увы, но и Азербайджан не понаслышке знаком с проблемой ранних браков, и наша страна пытается бороться с этой проблемой, но, несмотря на все усилия, проблема все еще актуальна.

Напомним, что неправительственная организация «Надежное будущее» в конце августа приступила к осуществлению проекта, посвященного данному вопросу. Проект называется «Предотвращение ранних браков с подростками и просветительская работа», и продлится он до декабря 2016 года.

Как заявила в беседе с echo.az исполнительный директор организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова, данная организация уже давно занимается данной проблемой.

«К примеру, мы работали по этой теме в реабилитационном центре предотвращения насилия над детьми. Однако тогда мы рассматривали тему ранних браков в рамках проблемы бытового насилия. Также мы проводили тренинги для госслужащих по данному поводу. В рамках нового проекта мы будем работать с детьми, родителями, с представителями духовенства, представителями госструктур в деревнях и поселках. Крайне важно иметь прямой контакт с людьми, общение должно быть интерактивным. В связи с этим наша организация направила письма в районные исполнительные власти, чтобы там подсказали, в какие деревни лучше поехать, и оказали организаторскую поддержку».

— А как вы помогаете жертвам ранних браков и как узнаете о таких случаях?

— У нас есть юридическая клиника и «горячая линия», и благодаря им мы часто получаем информацию о случаях выдачи девочек замуж против их воли. Иногда нам звонят соседи людей, собирающихся выдать дочь насильно замуж. Несколько раз мы предотвращали такие свадьбы, а дальше делом занимались государственные структуры.

Так, нам однажды на «горячую линию» позвонили соседи девушки, которую хотели выдать замуж в 14 лет. Свадьбу остановили, девочка была на реабилитации 4 месяца, а ее отец подписал заявление о том, что до 18 лет его дочь не выйдет замуж. Мы постоянно держим связь с этой семьей, звоним, навещаем. Хочу рассказать еще об одном случае.

Нам стало известно о том, что в пос. Сабунчи в одну из поликлиник пришла девушка 15 лет с нарушениями психики со своим женихом. В ходе разговора с женихом выяснилось, что, по его словам, он и понятия не имел, что брак с несовершеннолетней — преступление.

Девушка не в состоянии сама оценивать ситуацию, не может наладить контакт с семьей. Я направила запрос в полицейский департамент по этому поводу. Но сложность ситуации в том, что она не является гражданкой Азербайджана. Девушка приехала из Грузии.

— Можно ли сказать, что в последние годы ранних браков в Азербайджане стало больше?

— К сожалению, действительно, в последнее время количество ранних браков в Азербайджане увеличилось. Но для предотвращения их ведется большая работа и со стороны госструктур, и со стороны НПО.

Как правило, рано отдают девочек замуж в малообеспеченных социально незащищенных семьях, для того, чтобы таким образом снизить финансовое бремя. Проблема ранних браков — проблема психологического и юридического насилия, и рассматривать ее нужно в этих аспектах.

Нормальные родители не хотят плохого своим детям, но когда им нечем их кормить, они стремятся побыстрее устроить их жизнь. Раньше родителей могла пугать мысль о том, что дочь останется «старой девой», но сейчас, думаю, подобные страхи остались в прошлом.

На первом плане именно материальный аспект, невозможность содержать семью и желание избавиться от «лишнего рта». Но родители тем самым нарушают права ребенка. Никто не спрашивает девочку, хочет ли она выйти замуж.

— Какие меры должны быть предприняты для того, чтобы свести к нулю ранние браки в Азербайджане?

— Мы уже неоднократно говорили о том, что, в первую очередь, необходима работа с родителями девочек. Дело в том, что родители, решившие выдать замуж несовершеннолетнюю дочь, не просвещены, не знают, чем может быть чреват для ребенка такой брак.

Некоторые матери считают, что если сами рано вышли замуж, то и их дочери должны повторить их судьбу. Но они не задумываются о том, что калечат своих девочек, и те рожают детей, сами еще являясь детьми.

По закону, такие браки не могут быть зарегистрированы, и люди обходятся религиозными браками, но такие браки не имеют законной силы. И с точки зрения закона, и с точки зрения медицины такие браки — зло.

Часто у девочек нет необходимых документов, и, соответственно, у их детей тоже. Потом они сталкиваются с массой проблем из-за этого, в частности, с невозможностью устроить своих детей в школу.

А сами девочки, вступившие в ранний брак, порой учатся максимум до девятого класса. Знаю семью, в которой девочки не ходили в школу ни одного года. Их отец уверен, что им это не нужно, ссылаясь на религию.

Если ребенок месяц не посещает школу, и нет информации от родителей, по какой причине он ее не посещает, то учитель или директор школы должны информировать об этом детского омбудсмена.

Но это часто вовремя не делается. Отмечу также, что информация о детях, чьи родители забрали их документы из школы, попросту теряется. Если ребенок не посещает школу, то нарушается его право на получение образования. Но некоторые родители считают, что предназначение девочки быть хранительницей очага и слушаться во всем мужа. Мы работаем с такими родителями, привлекая психологов, медиков, юристов и социальных работников.

Даже если родители поймут часть информации, которую им дадут, это уже результат. Крайне важно также информировать детей об их правах, тогда они будут сопротивляться тому, что им пытаются навязать.

Говоря о борьбе с ранними браками, подчеркну, что в районах должны быть социально-психологические сервисы. О многих случаях ранних браков мы бы и не узнали, если бы не «горячая линия».

Но в деревнях люди просто не знают, куда обратиться за помощью. Кстати, в рамках нашего проекта, мы будем распространять буклеты с номерами «горячих линий».

— Можно ли выделить какие-то регионы, в которых девочки чаще всего вступают в брак, будучи несовершеннолетними?

— В поселках Баку и Абшерона сложная ситуация. Здесь живет немалое число людей, приехавших из других районов и не имеющих необходимых документов. А также в группе риска — Евлах, Мингячевир, Гусар, Хачмаз, Губа, Лерик, Массаллы, Лянкяран. Отмечу, что средний возраст девушек, вступающих в ранний брак — 14-15 лет.

— Есть ли связь между насильственной выдачей замуж и причиной частых самоубийств среди подростков?

— Да, к сожалению, известны случаи, когда девушки хотели покончить с жизнью именно по этой причине. Но сложно проанализировать ситуацию, ведь девочки редко дают полную информацию о себе. К тому же, анализ невозможен, если суицид произошел, ведь сложно сказать, что именно послужило его причиной.