С.Алиева, Н.Алиев
Стихия воды с древних времен служила для человека не только источником пропитания. Однажды, поселившись у воды, люди уже оставались здесь навсегда. Однако далеко не всегда это соседство было мирным, случалось и так, что водная стихия побеждала и тогда целые города оказывались погребенными под тонны воды.
Каспийское море также знаменито своими периодическими подъемами уровня воды, а каждый такой подъем чреват тем, что все находящееся на пути водной стихии оказывается затопленным.
Так было на протяжении всей истории, и об этом свидетельствуют многочисленные находки древних городов на дне Каспия.
Дно Каспийского моря таит в себе множество исторических артефактов, поиск и изучение которых могли бы многое рассказать об историческом прошлом наших предков, но, увы, в Азербайджане, как оказывается, этим вопросом не интересуются.
Как заявил в беседе с echo.az доктор исторических наук, профессор Бакинского государственного университета Парвин Дарабади, в 60-70-ые годы прошлого века в музее истории Азербайджана функционировал специальный отдел подводных археологических находок, в котором выставлялись экземпляры, найденные на дне Каспийского моря.
«Все находки, выставленные там, были найдены группой подводных археологов, руководил которой Виктор Квачидзе. Под его руководством подводные археологи нашли в акватории Каспийского моря, принадлежащей Азербайджану, подводные города. Об этих находках писали даже в изданиях ООН. Это были очень ценные открытия, которыми заинтересовались ученые-исследователи, историки с мировыми именами,» — отметил Дарабади.
«Увы, но после подводных экспедиций Виктора Квачидзе все заглохло и до сих пор находится в таком же заглохшем состоянии. Это очень горько осознавать, ведь дно Каспия богато ценными историческими артефактами, с древних времен по Каспии плавали корабли. Еще в двенадцатом веке у Ширваншахов был свой флот, и это исторический факт. По Каспию ходили корабли российской флотилии, плавали итальянцы, были на Каспии даже пираты», — отметил эксперт.
По его словам, дно Каспийского моря хранит немало тайн и ценнейших экземпляров для музея истории.
«Увы, но никто не занимается изучением этого пласта истории, Азербайджан опоздал в этом вопросе, но тем не менее нашей стране необходимо создать подводную археологическую службу, которая и будет заниматься поисками исторических артефактов на дне Каспия, а их там очень много. Тем более, что у нас имеются традиции в данной сфере, достаточно воспользоваться уже имеющимся опытом. Это и прекрасная реклама Азербайджана, ведь туристам очень интересны исторические находки и многие приезжают в страну ради того, чтобы побольше узнать о древних городах, цивилизациях», — отметил эксперт.
Отметим, что первая же работа азербайджанской подводно- археологической экспедиции, начатая летом 1969 года, показала, что поиск обещает быть результативным. Надо сказать, что здесь, в отличие от принятой в мире традиции искать в первую очередь затонувшие корабли, решили заняться исследованием затопленных городов и поселений в прибрежной части Каспия.
Первая экспедиция археологов-подводников под руководством В.Квачидзе не только принесла успех, но и получила признание в научных кругах. Но подлинным достижением экспедиции явились открытия последующих лет у мыса Бяндован, неподалеку от устья реки Кура. Здесь благодаря комплексному изучению, проводимому на протяжении многих лет, была раскрыта одна из тайн Каспия, хранимая им с XIV столетия.
В ходе изучения прибрежной полосы в этом районе выявились сразу два средневековых городища, условно названные Бяндован- 1 и Бяндован-2.
На дне моря и в прибрежной части были выявлены остатки строений, мощенные камнем улицы, большое количество предметов материальной культуры XII — XIV веков. После многолетних работ удалось определить и границы этих поселений, одна треть которых приходилась на сушу.
Раскопки на берегу позволили говорить о том, что эти города некогда были центрами гончарного производства и международной торговли древней области Гуштасфи, о которой не раз упоминалось в различных источниках того времени.
Найденные гончарные печи, продукты промышленных отходов, изделия с именами мастеров и неповторимыми орнаментами дали возможность точно определить границы ремесленных центров этих городов Азербайджана, а также районы Востока, куда экспортировались производимые здесь изделия.
Но одна находка, а именно бронзовый меч, датированный началом I тысячелетия до нашей эры, до сих пор не дает покоя ученым и позволяет отдалить в глубину веков начало существования этих поселений («Вышка»).