Дж.Алекперова
«В законодательстве Азербайджанской Республики не существует понятия «дистанционного брака». Максимум, что может сделать представитель ЗАГса, это прийти по назначенному адресу внутри страны. В азербайджанском Семейном кодексе также нет правовых оснований для создания «дистанционного брака», — сказал echo.az юрист Заур Акперов.
По его словам, однако, в АР ведется активная работа по созданию полномасштабного «Электронного правительства».
«С этой точки зрения, почему бы не обратить внимание на возможность заключения «дистанционного брака». Может быть, в будущем, переняв опыт других государств, АР тоже решится на это или же сделает первый шаг самостоятельно», — пояснил он.
Как сказал Акперов, в данное время в Азербайджане активно внедряется «электронная подпись». В случае успешной реализации данной системы, можно будет в будущем использовать ее для заключения «дистанционного брака». Но это требует больших затрат и времени, ибо потому, что у каждой стороны, которая желает вступить в брак, должны быть «электронные подписи».
«Пока Е-подпись еще не устоявшая и не усовершенствования система в стране. Ибо по этой же причине не вижу реальным в ближайшем будущем возможность осуществления «дистанционного брака», — пояснил эксперт.
В свою очередь, как сказал echo.az глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, для начала рассмотрим вопрос законности дистанционного брака.
Согласно статье 3 Семейного кодекса, семейные отношения должны строиться на основе добровольного брачного союза мужчины и женщины и свободных от материальных соображений чувствах взаимной любви.
По его словам, по статье 10 брачный возраст в Азербайджане устанавливается: для мужчин — 18 лет, для женщин — 17 лет.
Статья 12 запрещает браки между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, лицами, уже состоящими в другом браке, с душевнобольными и умственно отсталыми. Кроме того, статья 13 устанавливает обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
По его словам, задачей органов регистрации брака, соответственно, является посильная проверка выполнения всех этих условий, т.е. является ли брак добровольным, заключается ли он между разнополыми, достаточно взрослыми и дееспособными партнерами, свободен ли он от материальных отношений, знают ли будущие супруги о состоянии здоровья друг друга и т.д. При возникновении обоснованных сомнений в заключении брака могут и должны отказать.
Как сказал Зейналов, не секрет, что используемые при браке документы вполне могут быть подделаны. В этом случае иногда личное физическое присутствие поможет это определить.
Например, с помощью простых вопросов и наблюдения за поведением человека можно определить его дееспособность, определить по внешности несоответствие возраста и т.д.
По его словам, кроме того, сам факт, что человека впустили в страну проживания партнера, снимает вопросы, скажем, о подлинности его паспорта, отсутствии за ним преступлений, финансовых махинаций.
«Заключение брака дистанционно усложняет эту задачу. Можно показать по скайпу похожего человека и заключить брак с совершенно другим (например, психически больным) человеком, который даже не будет в курсе, а потом предъявить к нему или к ней материальные претензии.
Можно заключить брак с малолетней невестой, подделав в документе ее возраст и показав по скайпу ее старшую сестру или состарив с помощью грима», — сказал он.
По его словам, можно выдать мужчину за женщину и наоборот, изменив им внешность с помощью макияжа, париков, накладной груди и пр. Можно заставить человека отвечать по скайпу на вопросы нужным образом, держа его на мушке пистолета из-за кадра. Можно избежать медицинского обследования, имея букет болезней… В виртуальном мире возможно почти все.
«Можно даже наладить целый бизнес, заключая дистанционные браки, например, с сирийцами или иракцами. После их приезда в страну брак через некоторое время расторгается (могут же люди не сойтись характером?), а затем заключается уже с новым партнером, после круглого денежного перевода.
При наличии свидетельства о браке въезд мигранта в страну «для воссоединения семьи» существенно облегчается по сравнению с запросом убежища», — пояснил он.
По его словам, отказ в дистанционном заключении брака с точки зрения нашего национального права будет вполне обоснованным. «Какое чрезвычайное обстоятельство при наличии пылких чувств может помешать приехать к любимому или любимой и заключить брак в обычном порядке?
Даже если один из брачующихся находится на космической орбитальной станции, то и он однажды вернется. Если у него отнялись ноги или он персона нон грата в стране невесты, то она может к нему приехать.
Если у нее нет денег на поездку, то будущий муж сможет их послать. Ведь если пара не сможет физически съехаться, то не сможет и вести семейную жизнь — ведь именно в этом смысл брака, и без этого брак становится фиктивным», — пояснил он.
Зейналов отметил, что, конечно, может быть гипотетическая ситуация, когда жених — террорист и не сможет въехать в страну невесты и еще 100 с лишним стран без того, чтобы его там не арестовал Интерпол. А невеста дала какое-то оскорбительное заявление в прессу о руководстве страны жениха, и теперь ее там линчуют правоверные.
«Но как в таком случае они будут жить вместе — не виртуально же? И что даст заключение такого брака, кроме бумажки, которую тоже придется посылать по почте?», — задался вопросом правозащитник.
По его словам, говоря о правах человека, каждый имеет право на брак, и это право вполне обеспечивается, когда оба брачных партнера физически предстанут перед сотрудником органа регистрации брака. Если один из будущих супругов находится в тюрьме или в больнице, то могут организовать выезд сотрудника АСАН на место.
Необходимо просто приехать в страну, тем более, что без совместного проживания супругов и ведения ими совместного хозяйства брак все равно могут посчитать фиктивным и расторгнуть.
«Если в браке отказали, то можно обжаловать это решение в суд. При этом для защиты нарушенных прав на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется. Суд не имеет права не принять иск, если он правильно составлен и уплачена пошлина. А приняв, обязан его рассмотреть по существу.
Можно обжаловать и это решение тоже, и так дойти до Конституционного или Европейского Суда. Так что, на мой взгляд, существующая практика в Азербайджане обеспечивает и гарантию права, и эффективное средство защиты, если оно будет нарушено», — пояснил он.
Между тем в Италии впервые заключили «дистанционный брак» по Skype. Высший суд Италии постановил признать законным брак итальянки и пакистанца, которые решили связать себя узами с помощью Skype. Об этом сообщает издание West-Info.
Отмечается, что ранее в суд поступил запрос от министерства внутренних дел Италии, в котором потребовалось признать брак нелегитимным.
Судья признал, что супруги осознанно захотели вступить в брак, и хотя физически не присутствовали в одном месте, разговор был осуществлен, хоть и в цифровом формате. Кроме того, суд постановил, что физическое присутствие не является обязательным для процесса бракосочетания.