Экономика, Эхо

Азербайджану надо действовать «точечно»

flag-azerbaijanЭ.Рустамова

Центр анализа экономических реформ и коммуникаций, действующий при президенте Азербайджана, продолжает работу над Дорожной картой национальной экономики и ее основных секторов.

Как заявил abc.az исполнительный директор центра Вусал Гасымлы, Дорожная карта будет представлена до конца года. Дорожная карта рассчитана до 2025 года, но часть ее элементов охватывает цели после 2025 года.

К разработке Дорожной карты привлечена глобальная компания McKinsey, которая с октября 2015 года имеет офис в Баку. Ранее презентация Дорожной карты планировалась до конца сентября 2016 года. Тем временем местные специалисты не верят в эффективность для Азербайджана сингапурской, польской или прибалтийской модели, которые, по слухам, компания McKinsey рассматривает в качестве вариантов для составления Дорожной карты азербайджанской экономики на период до 2025 года.

В свою очередь, банковский эксперт, правовед Акрам Гасанов, напомнил echo.az о том, что это довольная оригинальная карта, которая выполнена в виде инфографики.

«Пока не совсем понятно, кто и как будет реализовывать запланированные вопросы. Карта довольно обширная и охватывает практически все секторы экономики. Согласно намеченным планам, Азербайджан будет развивать нефтегаз, сельское хозяйство, легкую и тяжелую промышленность, малое и среднее предпринимательство, банковский сектор и туризм. Мне не нравится тот факт, что правительство думает взяться за все и сразу. Мы довольно небольшая страна, поэтому наша республика не может стоять на одном уровне с Россией, Китаем или США, которым под силу развивать одновременно все отрасли».

По его словам, в Азербайджане даже для школьников не могут составить нормальные учебники, постоянно приходится исправлять ошибки.

«Не правильно, когда мы хотим идти по следу моделей крупных развитых стран. Азербайджану надо быть поскромнее и действовать «точечно», а не распыляться. Примером для АР могла бы послужить грузинская модель развития. Изначально неправильно подошли к разработке карты. Прежде чем принимать решения и утверждать карту, надо было провести «круглые столы» с участием независимых отечественных экспертов, которые могли бы со своей стороны сказать, как они видят развитие национальной экономики. Вместо этого несколько чиновников совместно с международной консалтинговой компанией McKinsey подготовили план развития до 2025 года. Когда не учитывается мнение общества и экспертов, это всегда приводит к получению однобокой информации», — сказал он.

По словам А. Гасанова, карту надо составлять, прежде всего, с учетом наших природных ресурсов, менталитета населения, и выделить несколько направлений, которые мы будем поддерживать.

«Однозначно, что приоритетным направления должно быть развитие сельского хозяйства. Это необходимо не только для роста объема эксперта, прежде всего для поддержания внутреннего рынка. Стоит отметить, что все успешные модели развития экономики осуществились во многом за счет работы правовых институтов. В карте ничего не говорится об усовершенствовании судебной системы Азербайджана. Получился сугубо экономический подход без учета вопросов правопорядка. Для справки: экономики Южной Кореи, Японии, Гонконга достигли успеха за счет правопорядка. Каждый гражданин этих стран может активно участвовать при принятии решений, речь не идет о политических вопросах. Никто не будет инвестировать в экономику Азербайджана, если юридическое лицо не будет уверено в том, что при спорных вопросах суд вынесет объективное решение. На сегодняшний день об объективности азербайджанских судебных органов говорить не приходится. Я считаю, для улучшения работы данного органа необходимо обязать суды опубликовывать решения в Интернете. Только так мы сможем поднять уровень экономики», — заключил А. Гасанов.

Как заявил abc.az один из местных специалистов в области институционального строительства, выбор таких моделей в качестве вариантов отражает общий замысел McKinsey — построение транзитной экономики в постнефтяном Азербайджане.

«Этот выбор в высшей степени спорный, поскольку Азербайджан, в отличие от Сингапура, Польши и стран Балтии, не имеет выхода к открытым морям. Надеяться на сухопутный «великий шелковый пояс» из Китая также пока не приходится — его реальное формирование не начнется ранее 2019 года», — указал эксперт.

По его мнению, ни один из вариантов не отвечает на два базовых вопроса — об источниках капитала и рынках для Азербайджана.

«Польша, как известно, развивается за счет ФРГ, которая поделилась с ней своим капиталом и рынками. Сингапур вырос в основном на китайском капитале и развивается в том направлении, куда идет китайская экономическая экспансия. У стран Балтии капитал, в основном скандинавский, а рынок сбыта (несмотря на все попытки убежать из «тюрьмы народов») — российский по большей части, так как все три бывшие советские Республики продолжают оказывать РФ основную часть своих услуг. Транзитная схема McKinsey для Азербайджана означает, что Россия, Иран, Китай или Турция должны отдать Азербайджанской республике часть своих рынков и финансировать это. Такого пока не наблюдается ни в плане раздела рынков, ни в плане предоставления капитала — Иран, например, смотрит на Азербайджан как на инвестора», — указал местный эксперт.

С ним не согласны, в частности, российские эксперты. Так, Алексей Девятов в свойственной ему экзальтированной любви к Китаю, считает весьма примечательным событием, состоявшимся параллельно саммиту G20 в Ханчжоу, подписание в Ашгабаде тремя странами Экономического пояса (Туркменистаном, Азербайджаном и Турцией) соглашения о транспортном коридоре между Пекином и Лондоном.

По его мнению, в тесном союзе с Китаем и нeo-османской Турцией Эрдогана при реализации этого проекта выступят «красные» Ротшильды отделяющегося от ЕС Соединённого королевства. При этом сам Девятов указывает, что, по меньшей мере, до 2019 года Китай связан в реализации этой программы своими соглашениями с США.