Культура и Общество, Эхо

В Азербайджане боятся террора, финансового кризиса и войны

prayer-religion-molitva-mullaД.Ализаде

Чего больше всего боятся люди? Отвечая на это вопрос, директор Центра психического здоровья Министерства здравоохранения АР, доктор медицинских наук, врач-психиатр Фуад Исмайлов в беседе в echo.az отметил, что страхов существует так много, что разобраться с ними непросто.

Исмайлов отметил, что, согласно обращаемости пациентов, в последнее время люди больше всего боятся экономической нестабильности, терроризма, военных действий. Что же касается фобий, то они бывают разные. Кто-то боится закрытых помещений, эти люди страдают клаустрофобией. Сегодня многим присуща и боязнь высоты. А кто-то просто боится общения.

Вместе с тем врач-психиатр отметил, что если говорить о реальных вещах, то в первую очередь больше всего на людей влияет наблюдаемый в стране банковский кризис. К примеру, ослабление маната, временная остановка продажи валюты.

В периоды экономической нестабильности люди всегда боятся лишиться работы или своих сбережений. Кроме этого, на людей большое негативное влияние также оказали известные события в Турции, Европе.

Терроризм всегда был волнообразным процессом. И в последнее время мы наблюдаем продолжительную серию терактов, которые создают впечатление, что ситуация не успокаивается, а атаки постоянно продолжаются.

Между тем, как пишет «Свободная пресса», Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил новые данные «индекса страхов» россиян, который показывает, чего граждане боятся больше всего.

Как выясняется, в сравнении с прошлым годом значительно выросли опасения, связанные с международной обстановкой. Страх конфликтов, в том числе военных, сегодня занимает верхнюю строчку рейтинга тревог соотечественников с показателем 21 пункт. Год назад это значение было вдвое меньше.

В то же время социологи зафиксировали улучшение так называемого «социального самочувствия» и существенное снижение остроты восприятия экономических проблем. Так, опасения по поводу подорожания товаров и обесценивания сбережений покинули первое место, снизившись с 21 до 17 пунктов. А индексы страхов сокращения реальных доходов и потери работы вообще вышли на уровень годовых минимумов. С чем могут быть связаны такие перемены в «тревожных» приоритетах россиян?

Комментируя ситуацию, старший научный сотрудник Института социологии РАН, член Научного совета ВЦИОМ Леонтий Бызов отметил, что прежде всего с некоторыми сезонными колебаниями.

Летом люди в определенном смысле находятся в расслабленном состоянии, и опасений у них традиционно меньше, особенно связанных с теми проблемами, которые их окружают. Можно ожидать, что с началом осени социальные проблемы снова начнут выходить на первое место.

В то же время результаты опроса говорят и о том, что происходит некоторая адаптация людей к кризису. Шок, который страна испытала в конце 2014-го и начале 2015 годов после введения санкций, прошел.

Самый негативный сценарий не получил своего развития. Рубль стабилизировался. Уровень безработицы не очень высокий. И инфляция тоже, так сказать, относительно невысокая на фоне того, что можно было предположить год-полтора назад.

В свою очередь Ф.Исмайлов отметил, что страхи не имеют сезонности, они зависят от ситуации. Страх нужен для того, чтобы активизировать силы организма, чтобы спастись от угрожающей опасности. По большому счету — страх это результат сигнала угрозы, поступающей в мозг.

Он чаще всего возникает вследствие каких-то травмирующих ситуаций. Человек действительно переживает очень сложные эмоции, даже страдает, но его страх может быть преувеличен. Страх — нормальное явление, но только когда он обоснован.

Например, вы переходите дорогу, а на вас на всей скорости едет фура, вполне естественно, что у вас возникает страх, именно он помогает вам правильно отреагировать и отскочить в сторону. Тем самым страх спасает вам жизнь.

Какие бывают страхи? Психологи выделяют три основных вида страха: реальный, невротический и страх совести, ну, а у знаменитого Фрейда их еще больше. Есть и такая классификация страхов, в соответствии с которой все они делятся на биологические, социальные и экзистенциальные.

Последние связаны с самой сущностью человека и характерны для всех людей. Исходя из этой классификации, можно сказать, что, например, страх перед пожаром относится к первой категории, боязнь публичных выступлений ко второй, а страх смерти — к третьей.

При этом в социальной сфере люди могут бояться новизны и беспорядка, или, напротив, испытывать страх от необходимости следовать жестко установленным требованиям. Есть даже страх перед самим собой, а уж про страхи перед таинственными и загадочными явлениями сегодня можно и не говорить.

Возвращаясь к вопросу относительно фобий, Ф.Исмайлов отметил, что фобии не обоснованы, неадекватны. И они имеют особенность разрастаться. К примеру, если вы боитесь плавать на корабле, боясь большого количества воды, завтра вы не сможете подойти к бассейну. Вот почему подобные страхи надо лечить, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Здесь уместно отметить, что повышенный ритм жизни и огромные информационные потоки являются причиной стрессов, эмоциональных напряжений, различных страхов и опасений для населения столицы.

Однако эти явления по большей части не носят патологический характер и являются адекватной реакцией на нашу действительность. Известно, что страх, гипербализирующийся в неадекватный страх и вводящий человека в панику не соответсвующий фактическим угрозам, называется фобией.

Среди страхов, рапространенных в последнее время, врач-психиатр отметил Тонатофобию — боязнь внезапно умереть. Сегодня многим присуща и боязнь высоты.

Кроме того, многие боятся что-то не успеть. Это страх неуверенности в себе. Невроз же навязчивого страха сегодня распространен наиболее часто.