Э.Рустамова
Предстоящая встреча стран ОПЕК, которая пройдет с 26-28 сентября на Международном энергетическом форуме в Алжире, привнесла некоторое оживление. Так, на днях Иран сделал довольно громкое заявление касательно стабилизации рынка нефти.
Как сообщают СМИ, ИРИ готова подержать любые меры, предложенные ОПЕК, чтобы стабилизировать рынок энергетики. Эксперты высоко оценили это смелое решение. Но сможет ли Иран сдержать слово и не пойти на попятную, если члены ОПЕК решат подписать соглашение о заморозке уровня добычи нефти?
Как сообщил в интервью echo.az независимый эксперт в области экономики Октай Ахвердиев, Иран вряд ли пойдет на такие условия.
«До введения санкций Запада Иран добывал 4 млн. баррелей нефти в сутки. После того, как стране закрутили «гайки», добыча нефти упала до 2-2,5 млн. баррелей в сутки. Сегодня Иран хочет довести добычу нефти до досанкционного уровня, и только после этого страна согласится пойти на стабилизацию уровня добычи. В настоящее время в мире обсуждается вопрос добычи «черного золота» в контексте стабилизации, то есть поддержание энергетики на одном уровне. Вопрос об уменьшении добычи отпал, поскольку никто из нефтедобывающих стран не хочет идти на эту меру. Стоит отметить, что члены ОПЕК готовы стабилизировать уровень добычи нефти, в том числе и Иран. Но ИРИ пойдет на уступки только после того, как добыча нефти установится на уровне 4 млн. баррелей в сутки. По большому счету понять позицию Ирана можно. Страна долгое время была изолирована от мирового рынка. Иранцев не пугают даже низкие цены на нефть», — отметил эксперт.
При этом экономист отметил, что до конца текущего года цена на «черное золото», к сожалению, не подорожает. «Нынешний дисбаланс между спросом и предложением — сохранится. Краткосрочные факторы могут повлиять на колебания, но объем предложений на мировом рынке все же будет выше. Я не жду каких-то резких провалов, точно также как сильного повышения цен.
Стоимость нефти будет колебаться между 40 и 50 долларами за баррель. Саммит G20, который на днях состоялся в Китае, показал, что в следующем году ожидаются серьезные изменения в мировой экономике. Никто не может сказать, улучшится ли ситуация в 2017 году. Однозначно, будут принят ряд мер для активизации мирового рынка, и если они не сработают, то рынок энергетики рухнет», — сказал О.Ахвердиев.
Отметим, иранский министр нефти Бижан Намдар Зангане по итогам встречи с генеральным секретарем ОПЕК Мухаммедом Баркиндо заявил о том, что Иран готов поддержать любые меры по стабилизации рынка нефти. По словам Зангане, Тегеран хочет, чтобы рынок стабилизировался.
В связи с этим любая мера, которая поможет рынку найти баланс между спросом и предложением, будет поддержана иранскими властями. Как отметил министр, справедливой является цена в районе 50-60 долларов за баррель.
«Эта цена, на наш взгляд, отвечающая интересам производителей, будет способствовать конкуренции и сдерживанию наращивания производства», — подчеркнул Зангане. Напомним, что представители Ирана и ранее говорили, что готовы сотрудничать с ОПЕК по стабилизации ситуации на мировом нефтяном рынке. Правда, при условии, что ИРИ будет по-прежнему восстанавливать утраченную за время санкций долю рынка. Об этом говорил в конце августа тот же Зангане. Иран — третья в ОПЕК страна по уровню производства черного золота, после снятия санкций она старается нарастить объемы добычи и долю рынка до прежнего уровня. Поэтому, по словам министра нефти ИРИ, Тегеран будет сотрудничать с другими странами картеля для стабилизации рынка, но в ответ надеется, что «право на восстановление утраченной доли на рынке также будет принято во внимание».
Между тем добыча нефти в России достигла максимального значения с 1991 года — 11 млн барр. в сутки. Среднесуточная добыча нефти и конденсата в России с начала сентября превысила 11 млн барр. в сутки, сообщает РБК.
В августе среднесуточная добыча нефти в России составляла 10,71 млн барр. в сутки — это на 1,6% меньше по сравнению с июлем и на 0,1% выше, чем годом ранее. А Саудовская Аравия добывала рекордные для себя 10,69 млн барр., следует из данных Bloomberg.
Тем временем министр энергетики Александр Новак заявил, что для поддержания цен Москва вместе с другими производителями готова заморозить добычу. Два крупнейших в мире производителя нефти — Россия и Саудовская Аравия (совокупно обеспечивают более 20% мирового спроса на нефть) — договорились создать совместную мониторинговую рабочую группу, которая будет отслеживать фундаментальные показатели рынка нефти и вырабатывать рекомендации по мерам и совместным действиям для обеспечения стабильности и предсказуемости рынка.
«Россия и Саудовская Аравия являются крупнейшими производителями нефти и странами с крупнейшим и сильнейшим влиянием на отрасль. Наша координация будет иметь критическое значение для обеспечения стабильности на рынке», — подчеркнул Новак.
Министр энергетики РФ не исключил, что эти две страны совместно с другими крупными производителями будут замораживать добычу для поддержания цен на нефть. Добыча нефти может быть заморожена «на уровне июля-августа-сентября», сказал Новак. То есть фактически добыча может быть заморожена на максимуме. Этот вопрос должен быть согласован со странами — участницами ОПЕК к неформальной встрече картеля в Алжире, которая может состояться в конце сентября, добавил он.
Однако ряд экспертов уверены, что эта договоренность Москвы и Эр-Рияд доказывает, что ОПЕК больше не регулирует ситуацию на рынке. Это было понятно еще после провала в Дохе, однако после российско-саудовского договора стало совсем очевидно, так как Россия и Саудовская Аравия, по сути, создают новую организацию, способную влиять на рынок. К ним также может подключиться Китай.
В то же время, по мнению экспертов The Wall Street Journal, само по себе соглашение России и Саудовской Аравии недостаточно для влияния на рынок. Для значительного роста цен на нефть необходима «заморозка», что стороны и намерены обсудить в Алжире в конце сентября.