НУРАНИ
Для работы в правоохранительных органах, предупреждают знающие люди, конечно, необходимо юридическое образование. Но не только. Тут нужно знать еще и разного рода профессиональные «хитрости» или, как говорят специалисты, «приемы дознания».
Один из самых популярных, по крайней мере у авторов детективной литературы — игра в «плохого» и «хорошего» полицейского, та самая, где один дознаватель ведет себя предельно жестко, а второй угощает сигаретами и мягко советует «подумать о себе».
Теперь многие эксперты убеждены, что похожая комбинация разыгрывается и в политике. В структурах Евросоюза заговорили о намерении «спасти» иранскую ядерную сделку после выхода из нее США. Как передает, в частности, РБК, Евросоюз, Великобритания, Франция и Германия согласовали общие действия для сохранения соглашения по иранской ядерной программе. Об этом заявила глава дипломатии ЕС Федерика Могерини по итогам переговоров с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом в Брюсселе, сообщает Reuters.
Как отметила госпожа Могерини, на встрече не было согласования юридических гарантий сохранения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Стороны обсудили только практические экономические меры по поддержке соглашения, пояснила дипломат, добавив, что, в частности, есть договоренность начать работу по этому вопросу на уровне экспертов для выработки практических решений.
«Мы не согласовывали никакие гарантии в юридическом смысле. Речь шла о конкретных практических экономических мерах по поддержке этого соглашения. Главная цель на сегодня — спасти иранскую ядерную сделку и все ее аспекты», — сказала она. Глава дипломатии ЕС пояснила, что речь идет о поиске решения для сохранения экспорта нефти Ирана и сотрудничества в банковском секторе. Федерика Могерини также подчеркнула, что европейские страны-участники «шестерки» международных посредников придерживаются единой позиции по ядерному соглашению с Тегераном.
Тем не менее, эксперты уверены: на Ближнем Востоке разыгрывается острый политический кризис из числа тех, что соединяют в себе и «опасность», и «возможность». Напомним: 8 мая президент США Дональд Трамп объявил, что Америка выходит из Совместного всеобъемлющего плана действий, то есть того самого соглашения Ирана со странами «шестерки», на основе которого санкции, введенные против ИРИ, были значительно ослаблены.
В Европе демарш Трампа с самого начала не вызвал большого энтузиазма. О том, что ЕС намерен соблюдать условия сделки с Ираном, несмотря на решение Вашингтона, ранее заявил посол Евросоюза в США Дэвид О’Салливан. Он также сообщил, что страны содружества намерены проработать защиту европейских компаний от последствий возможных ограничительных мер. «Мы должны будем рассмотреть, как справиться с негативным эффектом первичных или вторичных санкций, которые могут быть восстановлены США и которые способны затронуть европейские фирмы», — сообщил он.
Напомним: Джон Болтон, советник Белого дома по национальной безопасности, еще в минувший уик-энд дал понять, что не исключает применения санкций в отношении европейский компаний, которые ведут торговлю с Ираном. «Это возможно. Зависит от того, какую политику будут проводить правительства других стран» — заявил Болтон 13 мая в интервью программе State of the Union, идущей на телеканале CNN.
Эксперты, в частности, израильские, напоминают: европейские фирмы уже успели попробовать на вкус иранскую коммерческую «халву», от закупок нефти до поставок в Иран запчастей для «эйрбасов». И теперь гадают, как США намерены взаимодействовать с европейскими странами, которые не отменили ядерную сделку и продолжают сотрудничать с Ираном.
Нельзя сказать, чтобы европейский демарш был для США полной неожиданностью. Однако здесь явно рассчитывали на большее понимание. А теперь в Вашингтоне разворачивается нешуточный скандал вокруг «тайной дипломатии», касающейся реакции на отмену «иранской сделки».
Напомним: вскоре после того, как Трамп объявил о выходе США из иранской ядерной сделки, бывший госсекретарь США Джон Керри распространил специальное заявление, где подверг решение Дональда Трампа резкой критике.
По словам Керри, «объявление (Трампа) ослабляет нашу безопасность, нарушает обещание Америки, изолирует нас от наших европейских союзников, подвергает Израиль повышенному риску, укрепляет иранских сторонников консервативных взглядов и сокращает наши глобальные рычаги воздействия на ненадлежащее поведение Тегерана, нанося ущерб способности будущих администраций заключать международные соглашения». По его мнению, «вместо того, чтобы отталкиваться от беспрецедентных мер по проверке нераспространения ядерного оружия, это решение создает риск отказа от них и отбрасывания мира на ту грань, где мы находились несколько лет назад».
Керри подчеркнул, что «степень ущерба» будет зависеть от действий Европы и Ирана. «Это (выход из сделки) не в интересах Америки. Мы все должны надеяться, что мир сможет сохранить соглашение по ядерной программе (Тегерана)», — заключил экс-госсекретарь.
Но теперь выясняется: одним заявлением Керри не ограничился. Еще за несколько дней до объявления решения Трампа о выходе из ядерной сделки стало известно, что бывший госсекретарь США Джон Керри провел несколько встреч с действующим главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом, чтобы обсудить с ним ядерное соглашение. Во всяком случае, об этом сообщила The Boston Globe со ссылкой на источник. И не только с Зарифом. По сведениям издания, Керри по этому же поводу встречался с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером и беседовал по телефону с представителем Евросоюза по иностранным делам Федерикой Могерини.
Сам Джон Керри, как и представители Белого дома, отказался комментировать эту информацию. В ответ президент Дональд Трамп обвинил экс-госсекретаря Керри в теневой дипломатии с Ираном по ядерной сделке: «Соединенным Штатам не нужна, возможно, незаконная теневая дипломатия Джона Керри в рамках очень плохо оговорённой сделки с Ираном. Именно он в первую очередь создал этот б…к!» — написал Трамп в Twitter.
Затем, уже 11 мая, последовал новый жесткий твит. «12 июня в Сингапуре я встречусь с Ким Чен Ыном, чтобы обеспечить мир и безопасность для всего мира. Отношения с КНДР очень хорошие, и я думаю, что нас ждет огромный успех. Но если ничего не выйдет, то так тому и быть. И мы не вступим в новую сделку с Ираном, как Джон Керри, когда он отказался покидать стол переговоров. Ужасная сделка»
Но теперь скандал выходит на новый уровень. В минувшую субботу, 12 мая, Джейсон Осборн опубликовал на своей странице в социальной сети Twitter фотографию снятого со спины седого мужчины, силуэт которого напоминает экс-госсекретаря США.
Эту фотографию Осборн, старший советник Дональда Трампа во время его предвыборной кампании, прокомментировал так: «Это Джон Керри, госсекретарь в администрации президента Обамы. Он только что побывал на встрече с тремя иранцами, проходившей на L’Avenue в Париже, где непрерывно ругал Трампа, чему есть свидетель. Иранцев сопровождали пятеро сотрудников службы безопасности. Они уехали на машинах с дипломатическими номерами».
Обвинив Керри в связях с иранцами, Осборн также добавил: «Интересно, защищал ли Керри на этой встрече интересы Израиля и зарегистрирован ли он в FARA?» Напомним, что эта аббревиатура расшифровывается следующим образом: The Foreign Agents Registration Act. Данная структура, основанная в 1938 году, отвечает за раскрытие информации о бывших дипломатах, лоббирующих интересы зарубежных стран.
Есть, конечно, версия, что Джон Керри просто пытается спасти свой главный внешнеполитический проект. Но не только. Напомним: в бытность сенатором от штата Массачусетс Джон Керри входил в число наиболее активных армянских лоббистов в Конгрессе США. Достаточно вспомнить нашумевшее письмо членов Сената США из числа наиболее активных армянских лоббистов, которые 18 января 1990 года «настоятельно рекомендовали» тогдашнему генсеку ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву передать азербайджанский Карабах Армении, «прекратить блокаду» Армении и Карабаха и т.д. И среди «подписантов» которого, напомним, был и сенатор Джон Керри.
В 1995-2011 годах Керри входил в Группу по армянским делам Конгресса США (Армянский кокус), активно лоббировал законопроекты о признании «геноцида армян» (1984, 2000, 2005, 2006 и 2010 годы), выделение американской финансовой помощи Армении в 1992-2012 годах и — отдельной строкой — «Нагорному Карабаху» в 1994-2012 годах, отметился даже в процессе принятия антиазербайджанской Поправки 907. Формально, став госсекретарем, свои связи с армянским лобби Керри вроде бы прекратил.
Но…полной уверенности в этом нет. А нынешняя нежная дружба Армении с Ираном тоже дает изрядную пищу для размышлений относительно мотивов госсекретаря, заключившего, по мнению Трампаа, «ужасную сделку» с Тегераном.