За рубежом, Эхо

«Террористы ИГ» по ереванскому заказу

НУРАНИ

В Армении вновь ищут «террористов ИГ». Как передает «Коммерсантъ», начальник следственного управления Службы нацбезопасности (СНБ) Армении Микаэл Амбарцумян рассказал журналистам о ходе расследования убийства российского военнослужащего.

Как напоминает «Ъ», Дмитрий Ялпаев был убит 22 апреля 2017 года, преступник нанес ему восемь колото-резаных ран в области шеи, спины и головы.

В совершении этого преступления был обвинен 21-летний Арман Джанджугазян. Ему инкриминируется п. 13 ч. 2 ст. 104 (убийство по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти либо религиозного фанатизма) и ч. 4 ст. 235 (незаконное ношение холодного оружия) УК Армении. Фигуранту грозит пожизненное заключение.

Сначала это дело вел Следственный комитет Армении, затем оно было передано в СНБ. СК ранее сообщал, что у обвиняемого еще в январе 2017 года, во время прохождения воинской службы, были диагностированы проблемы с психикой.

В марте он был признан ограниченно вменяемым и негодным к службе в армии. В итоге на основании результатов психиатрической экспертизы приказом министра обороны Джанджугазян был демобилизован.

И вот теперь Служба национальной безопасности Армении определилась с основной версией убийства военнослужащего 102-й российской военной базы в Гюмри Дмитрия Ялпаева, совершенного в апреле прошлого года.

Оказывается, обвиняемый в этом преступлении Арман Джанджугазян поддерживал связь с представителями запрещенного в РФ террористического «Исламского государства» и получил от них одобрение на убийство по религиозным мотивам! Эта версия уже мелькала в СМИ, но теперь Микаэл Амбарцумян изложил ее газете «Жоговурд» («Народ»), а со ссылкой на нее сенсация уже попала на страницы «Коммерсанта».

«Джанджугазян совершил преступление по собственной инициативе, однако получил через Интернет одобрение лиц, выступающих от имени «Исламского государства»»,- заявил представитель СНБ газете «Жоговурд» («Народ»), добавив, что обвиняемый уже дал признательные показания. По его версии, Арман Джанджугазян во время проживания в Греции в 2014 году принял ислам, после чего начал знакомиться с деятельностью террористической организации «Исламское государство» и не раз выражал ей поддержку.

Сенсация?

Только вот в чем дело. «Исламистскую версию» убийства Ялпаева Армения «забрасывает» в информационное пространство уже не в первый раз. О том, что Джанджугазян будто бы принял ислам, сообщали уже через несколько дней после убийства Ялпаева. Затем об этом вспомнили в последние дни декабря 2017 года, когда дело об убийстве Ялпаева передавали в суд.

Правда, версия эта с самого начала вызывала серьезные сомнения. Об этом уже рассказывалось в прессе, в том числе в нашей газете, но, тем не менее, напомним: Афины — не самый логичный адрес для знакомства с исламом. Это единственный мегаполис в Европе, где нет ни одной мечети. Тем более наивно выглядят рассуждения, что с идеологией радикального ислама Джанджугазян знакомился в Интернете.

Другое дело, что версия о закулисных террористах ИГ позволяет надежно «прикрыть» другую, куда более логичную версию: Ялпаева зарезали в качестве мести за членов семьи Аветисян, убитых военнослужащим с той же российской базы Валерием Пермяковым. А если учесть, что обнаружили тело Ялпаева как раз у подножия памятника «Мать-Армения», то все напоминает этакую «показательную казнь».

Более того, напомним в который уже раз: накануне убийства Ялпаева в Гюмри пропал контрактник с той же российской базы Дмитрий Лошманов. Вскоре он отыскался на квартире местной стриптизерши. Но пока его искали и пожарники, и полиция, в социальных сетях промелькнули предположения: Лошманова похитили, его будут пытать и убьют в качестве мести за членов семьи Аветисян.

И теперь российской аудитории предлагается поверить, что убийство Ялпаева — это дело рук «террористов ИГ».

Другое дело, что за раскрутку темы ИГ в Армении взялись всерьез. И расчет здесь не только на то, чтобы отвлечь аудиторию, прежде всего российскую, от опасных подробностей. Аудиторию подводят к мысли: активность ИГ в Армении инспирирована недругами этой «многострадальной христианской страны». Ереванский «Спутник» восклицает: «ИГ в Армении: недобитки запускают щупальца в первую христианскую страну мира». И тут же подбрасывает «информацию к размышлению»: дескать, на стороне ИГ воюет немало азербайджанцев, а в Карабахе на стороне такого-сякого Азербайджана воевали афганские моджахеды.

После чего следует предупреждение: «А еще надо быть готовым к тому, что сновать эти недобитки туда-сюда станут и через Армению, в том числе. И недавние задержания граждан центральноазиатских и ближневосточных стран за нарушение госграницы — тому доказательство. Конкретно эти, быть может, с террористами и не связаны, но следующие могут оказаться таковыми».

Только вот «Спутнику», и не только «Спутнику», лучше бы вспомнить о другом. Еще накануне терактов 11 сентября 2001 года многие функционеры «Аль-Каиды» и «Талибана» путешествовали по миру с паспортами «первой христианской страны мира», что признал бывший руководитель ее спецслужб Давид Шахназарян.

Армянские спецслужбы оказывали и оказывают покровительство бандитским группировкам на Северном Кавказе, в том числе тем, которые присягнули на верность ИГ, рассчитывая развернуть их террор против Азербайджана.

Наконец, как ошарашенно отмечал еще года два назад британский сайт OpenDemocracy, ссылаясь на Сако Арьяна, журналиста и редактора сайта «Аревелк», посвященного проблемам Ближнего Востока, «пожалуй, самое удивительное, что несколько армянских семей до последнего времени оставалось и в столице т.н. «Исламского государства», городе Ракка.

По словам Арьяна, армяне, оставшиеся в Ракке, в основном занимались тем, что ремонтировали машины боевиков «ИГ»: армяне в Сирии традиционно считались лучшими автомеханиками. По последним данным, немногие остававшиеся в Ракке армяне покинули город после того, как начались российские бомбардировки». Но нет: в Армении продолжают усиленно раскручивать именно «азербайджанский след».

На авансцену оперативно выпустили генерал-лейтенанта Нората Тер-Григорьянца, который исправно заявил в микрофон того же «Спутника»: террористы проникали на Северный Кавказ через территории Турции и Азербайджана! «Исламское государство представляет опасность для Армении. Террористы методом просачивания (есть такая тактика) проходят через границу и заполняют Северный Кавказ — начинают свои действия в Чечне, Дагестане, Ставропольском крае, Ростовской области. Во время чеченских войн многие ваххабиты из Саудовской Аравии всегда проходили через Азербайджан и Турцию», — уверял Тер-Григорьянц.

Понятно, что адресован весь этот «визг на лужайке» не столько армянской, сколько российской аудитории. Которую опять старательно запугивают будто бы исходящей от Азербайджана «исламской опасностью» и намекают, что надо бы помочь своему «христианскому форпосту» в лице Армении.

Правда, форпост этот регулярно получает от Москвы и деньги, и политическую поддержку, и оружие. По информации агентства «Регнум», 28 января, когда в Армении отмечали профессиональный праздник военнослужащих — День армии, во время небольшого военного показа и выставки вооружения в городе Гюмри был продемонстрирован наиболее современный противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Корнет» — разумеется, российского производства.

Слухи о закупке этих ПТРК Арменией были и раньше, однако открыто этот «убийца танков» был продемонстрирован впервые. Но ереванским стратегам, видно, хочется большего, и в ход идут «безотказные» страшилки с расчетом на исламофобию. И вопрос теперь в том, как на эти страшилки отреагируют в Москве.