НУРАНИ
В Армении — очередной сеанс «бряцания оружием», и вновь — с явной подачи Москвы. На сей раз поводом стал отмечаемый в Армении 28 января День армии. Всплеска милитаристской риторики в этот день, наверное, следовало ожидать, но президент Армении Сержик Саргсян превзошел самого себя.
Сначала он проговорился: дескать, «армянская армия создана параллельно с восстановлением нашей государственности. Однако формирование армии началось еще раньше». Кто бы сомневался, Сержик Азатович: незаконные вооруженные формирования начали создаваться в Армении и Нагорном Карабахе еще в годы существования СССР. А первые группы профессиональных армянских террористов с Ближнего Востока появились в Армении еще в 1989 году. Правда, здесь президент Армении вовремя спохватился и «развивать тему» не стал.
Но…тут же брякнул: «Вспомню один случай: человек сражается с оружием в руках в стенах своего дома. С веранды отступает на кухню, затем, сражаясь, отступает в столовую, затем опять отвоевывает кухню и веранду. Это не аллегория. Это конкретный пример из героического боя за Каринтак». Если кто не понял: «Каринтак» — это село Дашалты, в Шушинском районе Азербайджана. Причем село азербайджанское.
В «армянское село Каринтак» оно превратилось уже после устроенных Ереваном «этнических чисток» и оккупации Нагорного Карабаха. Бои за него шли в январе 1992 года, то есть уже после того, как перестал существовать СССР. Так что приведенный Сержем Саргсяном пример не оставляет сомнений: армянская армия с самого начала вела бои на территории Азербайджана, то есть занималась неприкрытой агрессией. Можно ли здесь говорить о «героических боях» — риторический вопрос для любого человека, которого хотя бы в детском садике научили различать «свое» и «чужое».
А Сержика Саргсяна уже «понесло». Воодушевившись, он заявил: «Я многократно подчеркивал, что всякое военное действие, тем более новая война, не может привести к решению проблемы «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши. — Ред.).
Более того, новая война станет новым тяжелым компонентом и без того тяжелой проблемы, а не решением проблемы». После чего тут же продолжил: «Апрельские события прошлого года лишний раз (подчеркиваю: лишний раз) доказали нашему противнику, что путь применения силы или угрозы силой — трагический и тупиковый, то есть это не путь. Эти события также очевидно показали, насколько жизненно и неизменно важное значение имеет созданный вокруг «Арцаха» пояс безопасности. Мы не собираемся вести еще одну длительную войну на веранде и кухне нашего собственного дома. Мы это уже сделали».
Здесь, конечно, президенту Армении надо бы вспомнить: апрельское обострение на линии фронта спровоцировала Армения. Как и войну из-за Карабаха вообще, кстати говоря. Другое дело, что, в отличие от боевых действий начала девяностых, «легкой прогулки» не получилось, новых территориальных захватов, которые Серж Саргсян громогласно обещал аж с трибуны Совета Европы, не вышло тоже, и пришлось откатываться и удирать, оставляя стратегические высоты.
В первые дни был, конечно, шанс, что в Армении после полученных тумаков возобладает здравый смысл, но нынешний спич президента этой страны показывает: Еревану до победы здравого смысла, увы, еще очень далеко. А вот что касается изобретенной Саргсяном метафоры насчет «длительной войны на веранде и кухне собственного дома» (которой его спичрайтеры и он сам, должно быть, гордятся до невозможности), то вынуждены напомнить: «длительную войну» Армения, как это только что подтвердил ее президент, вела «на веранде и кухне» чужого дома. Убивала и изгоняла его законных хозяев.
А теперь не желает из захваченных комнат убраться, называя их то «поясом безопасности», то еще как-нибудь. Впрочем, известно и другое. Ту войну Армения вела по сути руками России, чьи регулярные подразделения принимали участие в боевых действиях против Азербайджана. И теперь в Ереване осмелели, почувствовав поддержку Москвы.
На ереванский армейский праздник прибыл высокий гость из России — Руслан Цаликов. Начал он, естественно, с того, что проинспектировал 102-ю базу в Гюмри, где приказал восстановить исторические казармы XIX века. И добавил, что на этой базе едва ли не каждая мелочь — стратегически важный объект, потому как почти две сотни лет база в Гюмри — первый рубеж на восточном направлении. А на встрече с министром обороны Армении Вигеном Саркисяном Цаликов заявил, что считает успешным сотрудничество с Арменией как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций.
Россия рассматривает Армению в качестве своего союзника и ключевого партнера в Закавказье, сказал первый заместитель министра обороны РФ Руслан Цаликов. Он отметил, что на территории Армении успешно функционирует 102-я российская военная база, которая служит гарантом региональной безопасности. «Это еще один показатель уровня наших союзнических отношений… Рассматриваем Армению в качестве своего союзника и ключевого партнера в Закавказье», — подчеркнул первый замминистра.
Он также поздравил своего собеседника с 25-й годовщиной со дня образования армянской национальной армии. А дней за десять до визита Цаликова стало известно, что на своей базе в Гюмри Россия развернула радиолокационные комплексы (РЛК) «Небо-М». Об этом, в частности, сообщалось в статье Евгения Даманцева «Преимущества комплексов «Небо-М» в противоракетном звене ВКС РФ: незаменимые помощники «Воронежей» и «Подлетов», опубликованной в журнале Минобороны России «Военное обозрение», передавало 1news.az.
Напомним: как отмечал автор статьи, «в Армении РЛС «Небо-М» станет ответом на приобретенную Азербайджаном израильскую станцию Green Pine, а также сможет контролировать огромные участки воздушного пространства над Турцией, Ираком, Сирией и Грузией. Любые несанкционированные действия тактической авиации НАТО и Израиля на Ближнем Востоке будут немедленно фиксироваться расчетом в кабине управления комплексом КУ РЛК».
«Весьма непредсказуемое воздушное направление, где может быть востребован комплекс «Небо-М», — юго-западное воздушное направление. На этом направлении наблюдается особо высокая активность тактической и стратегической разведывательной авиации ВВС США, базирующейся на турецких и аравийских авиабазах, а в перспективе будут все чаще проводиться испытания турецких оперативно-тактических баллистических ракет семейства «Йылдырым» (T-300 Kasirga. — Ред.). Это и постоянно возрастающая военная угроза со стороны Грузии, которая планирует разместить на военной базе Вазиани крупный контингент Объединенных ВС НАТО в составе бронетанковых подразделений и нескольких батарей комплексов Patriot PAC-3 или SAMP-T», — указывает Евгений Даманцев.
Конечно, Даманцев — не Захарова и не Песков, его статья — еще не официально сформулированная позиция Москвы, но, без сомнения, ценная информация к размышлению, против кого дружат Россия и Армения. Во всяком случае, «министр обороны Нагорного Карабаха» Левон Мнацаканян уже намекает журналистам на новые территориальные захваты.
Заявив, что Армянская армия на сегодня надежно защищает границы и с уверенностью выполняет свою миссию, Мнацаканян брякнул: «В дальнейшем Армянская армия будет еще больше совершенствовать свои возможности, развивать свою силу и мощь, а при необходимости будет выполнять также задачи иного характера». Намек на фоне «послужного списка» Армении и очередных «оружейных подарков» со стороны России более чем прозрачный.
Только вот, несмотря на всю демонстрацию дружбы, включающую в себя «Искандеры», «Небо-М» и т.д. и т.п., в Ереване многие эксперты уже начинают задумываться: а не переоценили ли «форпостяне» то самое заступничество Москвы? Тем более что исторический опыт здесь, скажем так, далеко не однозначный? Не менее впечатляющую военную поддержу СССР в годы «холодной войны» оказывал арабским странам, но во всех войнах победу одерживал Израиль.
Да и во время апрельских боев Москва тоже не спешила бросать на линию фронта личный состав и оружие своей 102-й базы в Гюмри, обстреливать Баку с моря силами своей Каспийской флотилии и приказывать войскам Южного округа пересечь российско-азербайджанскую границу (а в Армении, судя по всему, всерьез рассчитывали на что-то подобное). И вот уже экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян вступает в беседах с журналистами в этакую заочную полемику с другим отставником — Аркадием Тер-Тадевосяном, который предлагает армянской армии «перейти от обороны к атаке».
В отличие от него, Арутюнян не думает, что ВС Армении следует перейти от тактики обороны к тактике нападения, как утверждают некоторые военные деятели. «Нет, тактика избрана верно, благодаря ей у нас были успехи также и в политической сфере, дипломатической и переговорной», — сказал он в беседе с Tert.am. Какие такие «успехи в политической сфере» одержала Армения, особенно после серии своих последних неудач, вопрос открытый.
И понятно, что Вагаршак Арутюнян просто не может сказать вслух, что от излишне резких телодвижений Еревану лучше воздержаться. Судя по всему, кое-кто в Армении все-таки сделал выводы из апрельского поражения. И реального эффекта от заступничества России.